Foto: Shutterstock
2018 год принес с собой существенные перемены, затрагивающие большую часть налогов. Такой масштабной налоговой реформы, рассматривающей налоговую политику сквозь призму различных налогов и их взаимодействие, Латвия не видела давно. В целом реформа заслуживает положительной оценки и даже похвалы за политическую смелость и комплексный подход. Свое мнение о налоговой реформе приводит руководитель Института финансов Swedbank Рейнис Янсонс.

Налоговые изменения – платформа для лечения различных экономических недугов

Список целей этой налоговой реформы достаточно обширен – уменьшение социальной пропасти, борьба с теневой экономикой, ослабление налогового бремени на рабочую силу, повышение конкурентоспособности рынка труда, финансирование здравоохранения – перечень можно продолжить. Но сразу же следует упомянуть, что налоговые изменения не панацея от всех проблем, хотя они и могут послужить хорошей платформой для лечения разнообразных экономических хворей.

В целом практически большая часть общества ощутит перемены на своих кошельках уже в январе. Ощущения, разумеется, будут разными, но денег на расходы станет больше. В основном из-за резкого повышения минимальной зарплаты, льгот за иждивенцев, максимального порога необлагаемого минимума и введения прогрессивного подоходного налога с населения (ПНН) с одновременным снижением базовой ставки. Жители, до сих пор работавшие за минимальную зарплату, ощутят прирост дохода "на руки" почти на 58 евро, или на пятую часть.

Выгоду от повышения "минималки" ощутят и те, кто получал доплату "в конверте", так как возрастут социальные гарантии. Тут, правда, важно, как работодатель компенсирует рост расходов на рабочую силу, хотя сравнительно низкий уровень безработицы ограничивает возможность урезать неофициальную часть зарплаты. Как следствие, рост минимальной зарплаты в период роста экономики произведет позитивный эффект в отношении легализации выплат, побудив многих предпринимателей задуматься о переходе на полностью "прозрачные" зарплаты.

Больше денег 2018 год принесет семьям с детьми

Позитивный эффект от налоговой реформы почувствуют и семьи с детьми, благодаря повышению льгот за каждого иждивенца со 175 до 200 евро. Это, правда, не коснется родителей с низкими доходами, так как размер льгот может превысить облагаемый налогом доход. Например, для работника с двумя детьми и брутто зарплатой 400 евро уже в 2017 году льготы были настолько велики, что ПНН он фактически не платил. Так что на бюджет таких семей повышение льгот не повлияет никак. Тут, правда, надо оговориться, что для семей с двумя и более детьми с 30 апреля 2018 года предусмотрена дополнительная доплата к государственному семейному пособию в зависимости от количества детей. То есть, семьям с низкими доходами, воспитывающим двух и более детей, 2018 год тоже принесет больше денег.

Налоговая реформа вводит также совершенно новую и небывалую дифференциацию ставки ПНН в зависимости от доходов, устанавливая пониженную ставку (20%) для части зарплаты, не превышающей 1667 евро. Для части, превышающей упомянутый порог, фактическая налоговая ставка остается на уровне 2017 года (23%). Именно введение прогрессивной ставки и трансформация налога солидарности создает наибольший объем проблем даже для многоопытных финансистов.

С одной стороны кажется, что жители с выражено высокими доходами будут платить из части зарплаты, превышающей 4583 евро, 31,4%, но фактически будут уплачиваться все те же прежние 23%. Такой эффект вызван тем, что налог солидарности в своем роде интегрируется в ставку ПНН, то есть, ставка ПНН объединяется с обязательным взносом государственного социального страхования (ОВГСС), а распределение поступлений от этой части налога доверяется Государственному агентству социального страхования (ГАСС). К тому же именно жители с выражено высокими доходами занимают второе место по выигрышу от налоговой реформы, так как до сих пор из налога солидарности не производились платежи в пенсионные накопления, а с 2018 года 10% будут направляться во 2-й и 3-й пенсионные уровни.

Социальную пропасть реформа уменьшит лишь частично

Весьма значительная часть общества уже в январе получит положительный эффект от налоговой реформы, но уменьшатся ли социальная пропасть и неравенство доходов? Отчасти да – если оценивать зарплату "на руки", то наибольший процентный прирост получат жители с меньшими доходами в противовес получателям высоких доходов.

Например, для работника без иждивенцев при брутто зарплате 500 евро прирост нетто зарплаты составит 6%, при 900 евро - 1,6%, а при 4000 евро всего лишь 0,3%. В абсолютных числах "чистый" доход получателя 500 евро вырастет на 22 евро, в то время как обладатель брутто зарплаты в 900 евро разбогатеет всего на 10 евро. Интересно, что и при зарплате в 2000 евро реальный доход ее получателя будет на 22 евро выше, чем в 2017 году. К тому же доходы свыше 1667 евро получают лишь около 10% жителей, которым за превышение предстоит платить повышенный ПНН (23%). Так что существенного влияния этой части реформы на сокращение неравенства доходов ожидать не приходится.

Низкооплачиваемые работы надо доверить современным технологиям

Здесь в долгосрочной перспективе большую роль могут сыграть как раз реформы в системе образования. А именно, должна сократиться та часть жителей, которая делает простые и низкооплачиваемые работы, где человека потенциально могут заменить технологии. Вложениям в инновации и повышение производительности могут способствовать нововведения в регулировании налогообложения бизнеса в виде освобождения части доходов, инвестируемых в развитие, от подоходного налога с предприятий.

Время покажет, будет ли это регулирование работать в Латвии по примеру Эстонии, стимулируя вложения в капитал в противовес сокрытию прибыли или ее полной выплате в виде дивидендов. Особо важную роль величина наличного капитала играет именно в кризисные моменты, поскольку у предприятия больше денег, и предприниматель сильнее мотивирован бороться за свой бизнес, а не отдавать его на растерзание кредиторам. К тому же больший капитал открывает лучшие и более дешевые возможности для привлечения как банковского, так и инвесторского финансирования для развития предприятия.

Жители до конца не верят в государственную систему социального страхования

В целом у налоговой реформы есть ряд плюсов, с чем, возможно, в меньшей мере согласятся плательщики налога с микропредприятий (НМП) или субъекты хозяйственной деятельности. Недостаточность социальных гарантий представляет собой давно запущенную проблему, отчасти решаемую этой налоговой реформой путем сокращения доступности НМП и введения дополнительных 5% социальных взносов для получателей авторского вознаграждения и субъектов хозяйственной деятельности, не уплачивающих ОВГСС из полных доходов.

Недовольство повышением социальных взносов связано с тем, что жители до конца не верят в государственную систему социального страхования. Режим НМП с экономией именно за счет социальных взносов сегодня дает негативный эффект, так как значительная часть экономически активного населения, работая в этом режиме, фактически не создавала пенсионные накопления, что болезненно и разрушительно ударит по этим людям именно в пенсионном возрасте.

К сожалению, сравнительная сложность и неясность нынешней налоговой реформы тоже не укрепляет веру в налоговую политику. Введение прогрессивного ПНН при параллельном сохранении ряда других форм уплаты ПНН осложняет ориентирование в налоговом администрировании и к тому же возлагает на налоговых консультантов Службы государственных доходов нелегкую задачу по предоставлению качественных и точных консультаций.

Любая серьезная реформа приносит плоды далеко не сразу и требует времени. Упрощение налогового администрирования и расширение прозрачности насущно необходимы для развития экономики и повышения конкурентоспособности Латвии. Поэтому крайне важно, чтобы эти масштабные налоговые реформы не остались на бумаге, а уже в начале нового года проявились в кошельках большинства домохозяйств со знаком плюс.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!