Foto: DELFI
Среди владельцев находящихся в аварийном состоянии домов в центре Риги можно обнаружить и бывших российских политиков, и латвийских миллионеров, и банки. Портал Delfi публикует вторую часть серии статей о развалинах, уродующих центр Риги.

Перевод с латышского. Первая часть статьи - здесь.


Местный миллионер, российский экс-политик и тень Parex

Foto: DELFI

С 1919 года в доме по улице Яуниела 26 находилась Латвийская государственная библиотека, годом позже там же был открыт первый читальный зал. Библиотека в этом доме действовала до 1983 года, но потом судьба здания заметно усложнилась: сначала оно попало в собственность к неудачливому госпредприятию, потом - к неудачливому миллионеру, а затем его купили представители Parex banka, среди которых был будущий депутат Рижской думы. Сегодня историческое здание принадлежит гражданину России, в прошлом - политику и миллионеру. Судя по всему, наконец оно может рассчитывать на новую жизнь.

В 1998 году здание было включено в основной капитал госпредприятия Latvijas eksportkredīts. Деятельность этой компании оказалась не слишком удачной, и к 2001 году было принято решение о ее ликвидации. В число должностных лиц предприятия входили политик из Нацобъединения Айгарс Лусис, нынешний депутат Сейма Ингуна Судраба, а также Андрис Пиебалгс и Марис Риекстиньш.

В 2001 году дом за 275 000 латов приобрел бизнесмен Агрис Латишс, и через несколько месяцев он вместе гостиницей Rolands был заложен в Latvijas krājbanka за 2,3 млн. латов. Компания Латишса Skonto AL стала неплатежеспособной, и дом по улице Яуниела 26 был продан. Следует отметить, что администратором неплатежеспособности Skonto AL был упоминавшийся выше Лусис, а компания Латишса ранее занимала деньги у Latvijas eksportkredīts. Бизнесмен Янис Балодис входил в правление и Skonto AL, и Latvijas eksportkredīts, а с молотка здание продавала судебный исполнитель Инга Чепелкина, которая позже предстала перед судом в связи с превышением полномочий.

В 2004 году, согласно материалам СМИ, здание за 834 000 латов приобрела компания Ērgļi VT, которая до сих пор остается его владельцем. Основали это предприятие Михаил Каменецкий (сотрудник Parex banka, позже - депутат Рижской думы от "Центра согласия"), занимавшие высокие посты в Parex Лев Воронов и Юрис Ванагс, а также Михаил Гершкович. С 2004 года компания полностью принадлежала зарегистрированным за рубежом предприятиям (до 2011 года - американской Gallion Finance LLC, затем британской Exco Global LLP, с 2012 по середину 2013 года - кипрской Tinonalo Holdings Ltd), а сегодня ее единственным владельцем является AS Potok.

Эта компания принадлежит российскому предпринимателю Владимиру Шемякину, свидетельствует информация базы данных Lursoft. Potok владеет также контрольным пакетом в Институте транспорта и связи, который три года назад продали родственники совладельцев Parex - Рэм Каргин, Анастасия и Григорий Красовицкие, а также AS Parex.

В 2011 году Шемякин купил у Максима Каргина недвижимость в Юрмале за 1,2 млн. евро. В свое время он был депутатом российской Госдумы, работал в руководстве "Газпрома".

Elkor, Гросфогелс и подозрительная цена

Foto: DELFI

Как минимум два здания в центре, которые рижское самоуправление включило в список "развалин", имеют отношение к владельцам сети магазинов Elkor.

Один дом расположен на бульваре Бривибас, 21 (на первом этаже расположен магазин Elkor tehnika). Здание выставлено на продажу по цене 9 млн. евро.

В 1998 году дом на Бривибас за 468 000 латов у Ирины Виксне приобрела компания Latio, но позже 2/3 имущества по решению суда перешло в руки Министерства финансов. В 2001 году компания Neobalts, входящая в группу Elkor, за 326 000 латов прибрела принадлежащую Latio часть, а за 656 000 - часть, которая принадлежала государству.

Второе здание, расположенное на улице Меркеля, 2, в 2000 году приобрел Андрей Власов, один из основателей группы Elkor. Сумма сделки в Земельной книге не указана. В 2006 году Власов продал дом за 184 000 латов фирме KRBM. Это сегодня уже не существующее предприятие зарегистрировал другой основатель Elkor Александр Попов, но в 2006 году оно было перерегистрировано на имя бизнесмена Гинтса Гросфогелса. Газета Dienas Bizness в те времена писала, что сумма этой сделки выглядит заниженной и вызывает подозрения в попытке уклониться от уплаты госпошлин.
Foto: DELFI

После финансового кризиса дом на Меркеля, 2 (так же, как и другое имущество Гросфогелса) был продан с молотка. Большую часть за 865 000 латов приобрело дочернее предприятие Swedbank, а в 2012-м году остальную часть за 1,39 млн. приобрела компания Baltijas īpašumi, принадлежавшая Илоне Савченковой - дочери миллионера Валерия Барьера.

Банк освободился от развалин

Foto: LETA

Дом по улице Меркеля, 2 - не единственная недвижимость Swedbank, "деградирующая окружающую среду" в центре Риги. Весной этого года самоуправление постановило, что Swedbank должен снести развалины по улице Аглонас 35 k2.

В июне стало известно, что этот объект приобрела компания Aizsargjosla, которая пообещала привести дом в порядок. Это предприятие принадлежит Рамоне Малвесе, которая занимается развитием проекта многоквартирного дома в Пурвциемсе.

Одни развалины на смену другим

Foto: LETA

Территория по улице Барона 88A - один из объектов, где Рижская дума довела до конца принудительный демонтаж. Летом самоуправление выделило 120 900 евро и снесло три дома - этот и здания на Бривибас 78А и Юглас 9. На месте, где раньше стояла незаконченная новостройка, посеяна трава, но благодаря сносу дома можно увидеть еще одно аварийное здание, которое раньше со стороны улицы Барона не просматривалось.

Самоуправление сообщает, что у снесенного здания было несколько владельцев, разногласия между которыми не позволяли привести их в порядок. Обязанность по сносу дома была возложена на Айгарса Берзиньша, совладельца компании Būvmateriālu tehnoloģiju centrs - именно ей принадлежало незаконченное здание. Правда, согласно Земельной книге, крупнейшим владельцем земли и здания было государство в лице Министерства финансов. Небольшая часть имущества принадлежала до 2008 года Виталию Гринчишину, а потом была передана его же компании VG 23. Теперь VG 23 принадлежит Андрису Аболсу. Гринчишин же владеет многими земельными участками и домами в городе.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!