Foto: Pixabay
С 2010 по 2014 года из России по сложной схеме было выведено в ЕС и "отмыто" 18-20 млрд. долларов (14-16 млрд. евро). Деньги шли через латвийский банк. Следствие в Молдавии близится к завершению, а в Латвии расследование так и не начато.

Представитель пресс-службы Государственной полиции Томс Садовскис пояснил порталу Delfi, если от коллег или от надзорных организаций других стран будет получена соответственная информация, Управление по предотвращению экономических преступлений Госполиции начнёт изучение процесса "отмывания" средств в Латвии.

Как говорится в опубликованном в августе расследовании (материал - по ссылке) Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), эту аферу смело можно назвать "Финансовой "мегапрачечной", ведь речь идет о тщательно продуманной и изощренной схеме легализации более чем 20 миллиардов долларов США, нажитых оргпреступностью и коррумпированными политиками в России. При этом деньги не просто должны были перекочевать со счетов фирм-однодневок в банки ЕС с короткой остановкой в Латвии, но и получить максимально "законный" статус. Новшеством явилось участие в этом процессе продажных или нещепетильных судей в Молдове, которые своими решениями узаконивали сомнительные трансферты. По сравнению с привычными схемами затраты на легализацию капиталов оказались здесь гораздо ниже, однако причастные к этой афере банки "брали свое" через большие объемы. В теневой операции были замешаны один латвийский и один молдавский банк и целых 19 банков в России, часть которых контролировалась весьма влиятельными фигурами, такими, например, как двоюродный брат Владимира Путина.

Журналисты OCCRP попытались разобраться во всех деталях этой криминальной системы, чтобы выяснить, кто и с помощью каких приемов ею заправлял. Выяснилось, что среди руководителей и членов советов директоров банков и компаний, которые стали звеньями хитроумной цепочки легализации средств, фигурировали известные бизнесмены, двоюродный брат президента Владимира Путина, а также люди, по мнению многих связанные со структурами бывшего КГБ.

Ключевая роль в деятельности финансовой "мегапрачечной" отводилась Молдове — крохотной бывшей советской республике, вынужденной сегодня балансировать между стремлением стать частью объединенной Европы и тягой к России, с которой связана вековыми узами. Судебные инстанции Молдовы должны были обеспечить надежное юридическое прикрытие и защиту от регулирующих органов, а банковский сектор республики — служить каналом для перекачки "отмытых" денег в финансовые учреждения стран Евросоюза.

Латвия была одним из финальных звеньев сложной цепочки по отмывке средств, говорится в расследовании OCCRP. Прошедшие сложный путь деньги переправлялись на счет компании-однодневки, для открытия которого всегда выбирался латвийский банк Trasta Komercbanka.

"Вуаля! Деньги оказывались в Латвии, на территории ЕС. "Законность" этих средств подтверждало распоряжение суда, их чистота не вызывала сомнения, а владельцы капиталов вольны были распоряжаться ими по своему усмотрению", - пишут журналисты OCCRP.

Специалист по отношениям с общественностью Trasta komercbanka Марина Лебедева рассказала порталу Delfi, что банк не имеет права предоставлять информацию о запросах правоохранительных органов по поводу клиентских счетов. Она напомнила, что Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК, FKTK) проводила и продолжает проводить регулярные проверки в банке. В рамках этих проверок КФРК также оценивает, насколько тщательно банк проверяет своих клиентов. "Правоохранительные органы в рамках своей компетенции также запрашивают информацию о клиентах и проведенных клиентами сделках. Это происходит как по инициативе правоохранительных органов, так и на основании предоставленной банками информации о сделках, которые, возможно, являются подозрительными", - сообщила М.Лебедева.

В КРФК подтвердили, что описанная схема по легализации денежных средств попала в поле зрения данного ведомства. Впрочем, требования нормативных актов, не позволяют представителям комиссии подробно рассказывать о проведенных мероприятиях.

Руководитель отдела коммуникаций КРФК Марина Макаревича пояснила, что ведомство следит за тем, чтобы в банках действовала эффективная система контроля, и чтобы про все подозрительные сделки информацию передавали Службе предотвращения легализации незаконно полученных средств.

Ранее название Trasta komercbanka уже прозвучало в связи с другой скандальной историей по выводу денежных средств из России. Как сообщал портал re:baltica, через банк прошло не менее 365 миллионов долларов по схеме, о которой стало известно благодаря получившему международный резонанс "Делу Магнитского".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!