Foto: DELFI

Самый известный грузин постсоветского пространства Вахтанг Кикабидзе дал концерт на Луцавсале, как специальный гость музыкального фестиваля Kubāna, рассказал порталу Delfi о драматичной встрече с Паулсом, продуктивной – с Артмане, гордости за содеянное Саакашвили и философском отношении к смерти. Директор Кикабидзе настоятельно попросил не спрашивать артиста о политике – говорит, у него на это аллергия. Но под конец Вахтанг Константинович сам не выдержал…

"Неправильный сценарий был написан в Кремле!" - не скрывал горечи Кикабидзе. Восемь лет назад в период российско-грузинской войны кумир всех "ларисивановн" отказался гастролировать в России и даже написал на эту тему полную скорби песню. Сейчас, когда на рижский концерт артиста приехало немало россиян, артисту было важно объяснить, что в его решении не было ничего личного.

"Я тогда сказал, что пока в Кремле этот сценарий работает в отношении к нашей малюсенькой стране, ноги моей там не будет, - говорит Кикабидзе. - Это отношение ни в коем случае не распространяется на русский народ – народ и политика разные вещи. Все эти восемь лет ко мне приходят пачки писем: приезжайте! Но что я могу поделать? Если тебя ударят – не можешь ты петь той стране. Ну не умею я врать".

История разлуки с любимой аудиторией далась артисту очевидно нелегко. Волнение выдает участившееся поступательное движение сигареты и сурово багровеющеее на слове "Кремль" лицо преданного директора Сосо ("я же просил…"). Разговор сворачивает в менее опасное русло. Но уже через полчаса, на концерте, Вахтанг снова скорбит по былой дружбе: "В нашем дворе жило 17 национальностей. До 9 лет я думал, что все они грузины – так прекрасно они говорили на нашем языке. Не было тогда решеток на окнах и секретных английских замков, а ключи от квартиры люди клали у двери под коврик. Все любили друг друга очень. Не пойму, что сегодня происходит?"

Время от времени Кикабидзе меняет градус настроения, перебивая ностальгическую грустинку свежим анекдотом с грузинским акцентом. Все они – оптимистические и все - про смерть.

Анекдот от Вахтанга N1

У грузина умирает жена. Сидит седой человек и плачет. Входит старшая дочь: "Папа, мама хочет попрощаться". Заходит он к исхудавшей седой женщине: "Манана, чем я могу тебе помочь?" Та отвечает: "Не откажи мне в предсмертной просьбе". – "Какой?" - "Выполни свой супружеский долг…" Сварганил грузин чего-то, выбежал из комнаты, закрылся у себя, рвет волосы на голове: что я наделал с умирающей! Вдруг слышит звон посуды. Заходит на кухню. Там его супруга – нарядная, буквально летает от счастья. Он ей: "Что случилось, Манана?" - "Ты меня вылечил". – "Э-э, как тебе не стыдно, Манана! Если ты знала, что это лечит – сказала бы, я бы и твою маму вылечил…"

Грузинская тема в творчестве Кикабидзе сегодня преобладает. Артист почти закончил написание автобиографии, которая поначалу должна была называться "Лицо кавказской национальности". "Мне это выражение всегда казалось оскорбительным, - поясняет Вахтанг. - Это то же самое, как в Союзе евреев называли жидами, среднеазиатов – чушками, а грузинов – чернозадыми, это я еще интеллигентно выражаюсь… И вот решил я про эту оскорбительную фразу написать.

Долго думал, с чего начать. Вспомнилась история с одним известным артистом-юмористом, который пригласил меня на свой концерт в зале "Россия". Там был аншлаг. Он читал интермедию о грузине, так сильно коверкая наш акцент, что я с трудом догадывался, о чем он. И тогда я понял, что чем хуже ты знаешь русский язык, тем больше тебя русский за дурака принимает. Так и родилось мое вступление к книге - мудрый совет от Вахтанга Кикабидзе: "Если с вами беседует лицо кавказской национальности на языке вашей национальности, не считайте его дураком за акцент и некоторые грамматические ошибки. Просто помните, что оно с вами разговаривает на вашем языке, но еще владеет своим родным, которого вы вообще не знаете".

Несмотря на тематическое вступление, "кавказское" название, в итоге отпало. "Я вспомнил одну историю, вторую, третью… Все они были о прекрасных людях, которые жили вокруг меня – таких "белых воронах", которые творят добро и сами не выпячиваются. На них и держится жизнь. Ведь среди этих людей были и русские, и грузины, и латыши, и эстонцы, и евреи, и армяне… Так и возникло название "Они".

Анекдот от Вахтанга N2

Нино звонит подруге Любе: "Эта сволочь никогда ни на охоту, ни на рыбалку не ходил, а тут вскочил в четыре утра – мол, мы с ребятами идем рыбу ловить. Целый день я ему звонила – мобильник отключен. Значит, у него любовница. А подруга ей: "Да ты о плохом не думай, Нино. Наверное, он просто утонул!"

Недавно написанный сценарий к новому (третьему) фильму Кикабидзе поначалу должен был называться "Диагноз – грузин!", но в итоге превратился в "Грузинский синдром". "Это маленькие новеллы про республику, которая для человека со стороны – непонятная, чокнутая слегка. У нас ведь главное, что человек человека любит, соседа любит, гостя любит… Но эта любовь выражается в самых необычных формах. Когда я написал сценарий, его сразу захотела снять одна крупная кинокомпания в России, но я им честно сказал: россияне не поймут, что у нас происходит, это ведь не "Российский синдром".

Для примера Вахтанг Константинович пересказывает одну из новелл под названием "Патриот", в которой грузин готов утонуть, уйдя под воду с криком "Да здравствует свободная Грузия!", лишь бы его не спасли русские спортсмены...

Поймут ли сегодня такую иронию русские поклонники Кикабидзе? Будут ли также непосредственно и по-детски смеяться, как это делает сам "уже прадедушка" Вахтанг? Или предпочтут вычеркнуть из своей жизни "Чито-гврито", "Мои года", "По аэродрому"? Слезы на глазах зрителей дают надежду на то, что не все потеряно…

Эксклюзив: сидит усопший в гробу и курит...

Foto: DELFI
Эксклюзивного интервью с Вахтангом Кикабидзе на фестивале Kubāna добивались с десяток ведущих российских и латвийских представителей СМИ. Оно и понятно, в России с ним больше не встретишься. В Латвии - тоже гость нечастый. В итоге на пятерых журналистов выделили 50 минут. По 10 минут на каждого. Без политики.

- Латышским героем вашей книги "Они" стал маэстро Раймонд Паулс, а грузинским – маэстро Гия Канчели. Между собой они очень дружат и даже недавно представили свой общий диск. А как у вас складываются отношения с Латвией и Паулсом?

- Раймонд и Гия – два моих очень близких друга. С Раймондом мы в основном пили. Был такой случай, когда мы пришли к нему домой уже откуда-то из гостей, там не оказалось водки, так мы выпили на двоих… пять бутылок черного бальзама. А потом к нам приезжала "скорая помощь" - откачивать.

- Ну, а песню вам Паулс хоть одну свою предлагал?

- Нет. Композитор, который себя уважает, не предложит свою песню тому, кто не в его манере. Раймонду больше подходит Вайкуле – и по тематике, и по характеру. Нордическому. А вот Гия Канчели много для меня писал. Помню, когда мы снимали фильм "Не горюй!", Данелия позвонил из Москвы и говорит: я знаю, какая должна быть песня в этом фильме. Приехал он в Тбилиси, сидим у меня дома, обедаем, он дает Гие кассету: "Ты послушай, вот такая песня мне нужна!" Он поставил, а там – Рей Чарльз поет Yesterday. Гия говорит: понял. И на другой день принес "Чито-гврито".

- То есть в Латвии вы больше отдыхали?

- Точнее, выступал, снимался в кино и пил. Здесь снимали фильм "Я, следователь", в котором моими партнершами были Вия Артмане и Ингрида Андриня. Ну и с ними мы тоже пили.
В советское время поездка в Прибалтику рассматривалась, как тур за границу. Тут всегда чувствовалось, что это европейская страна. Я вчера был у вашего мэра и сказал ему, что город узнать невозможно - красив, чист, ухожен. А главное, что Старый город вы умудрились не испортить. Вот у нас в старом районе Тбилиси понастроили чудовищных махин из стекла и металла. Хорошо, что сейчас одумались и прекратили. А у вас это поняли вовремя.

- В этот раз вы с Маэстро не встречались?

- Я не звонил. Не люблю беспокоить людей. А вдруг у него на меня нет времени?

- Последнее время в мире, в том числе и в Латвии, обрели бешеную популярность поездки в Грузию. Недавно историк моды Александр Васильев в интервью Delfi назвал Тбилиси – современной столицей мировой моды. Сказал, что именно там советует учиться молодым дизайнерам…

- По-моему, это закономерно: страна маленькая, много талантливых людей, все с амбициями… Грузия всегда славилась гостеприимством, танцами, песнями, застольями и бездельем. А заметили нас потому, что страной начал заниматься Миша Саакашвили – мой друг. Очень тяжело ему было все поднять. Но Грузию узнали. У нас сегодня проводятся джазовые фестивали высочайшего уровня. Недавно был сам Куинси Джонс. Мы и мечтать о таком не смели. К нашим модельерам – молодым ребятам - начали приезжать серьезные промоутеры из Парижа…

За все спасибо Мише – молодому и энергичному. До Саакашвили вы даже представить себе не можете, как все было. Чтобы не говорить о грустно, лучше расскажу анекдот про то время:

Анекдот от Вахтанга N3

93-й год. В городе нет ни света, ни отопления, ни газа. Одному грузину надоело жить. Обзвонил он друзей: я деньги на черный день откладывал – похороните меня. Единственная просьба, чтобы перед гробом шел оркестр и играл похоронный марш. И вот по проспекту Руставели посреди дня идет процессия. Сидит "усопший" в гробу и курит. Одна женщина останавливается и спрашивает: вы что это, заживо его хороните? Ей отвечают: а ему жить надоело… Тогда она обращается к "покойнику" (назовем его Вахтанг): я одинокая женщина, у меня пятикомнатная квартира в центре Тбилиси – может, передумаете, и начнем все сначала? Тот присмотрелся к женщине - симпатичная: "А какой у вас этаж?" - "Седьмой. Но без лифта". – "Тогда, продолжайте играть, ребята!" И снова задымил.

- А сами вы всю жизнь курите?

- С 9 лет. Не курил всего три месяца после серьезной операции на голове – там опухоль была. На третий день после моего выхода из больницы, скончалась мамина сестра, которую я очень любил, я ее увидел и понял, что не могу держаться. Врачи собрали консилиум. Помню, иду я на четвертый этаж и думаю: если врачи скажут, что курить нельзя – выпрыгну из окна. Они спросили: давно курите? С 9 лет. И тут один академик говорит: тогда вам нельзя бросать. И я сразу двумя сигаретами задымил.

- Поисковик Google на запрос "Вахтанг Кикабидзе" первым по популярности вариантом выдает "Вахтанг Кикабидзе, песни", а вторым – "Вахтанг Кикабидзе, умер"…

- Я к этому не имею отношения! Я в технике ничего не понимаю – даже смс-ку не могу прочесть. Но меня и правда уже три раза хоронили. На третий мне надоело, решили найти источник информации. Оказалось, эти "похоронки" пишет какая-то армянка. Мои ребята ее спросили: зачем? Она ответила: я пошутила, мне было интересно, какая реакция будет. Я ей ответил: считайте, что пока держусь.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!