Foto: ITAR TASS/Scanpix/LETA

Автор самого скандального российского фильма года "Матильда" Алексей Учитель встретился с рижскими зрителями и рассказал, как проходила травля его киногруппы, почему его так привлекла фигура Николая Второго, кого он не видит в роли президента России и почему подписал письмо в поддержку присоединения Крыма. А также сообщил, что следующий фильм будет снимать отчасти в Риге — про Виктора Цоя.

У входа в Дом Москвы всех пришедших на творческий вечер Алексея Учителя встречали гражданские активисты, которые вручали бесплатную книгу "Император Николай II. Крестный путь" с обещанием, что "тут вы прочтете о второй стороне медали, о которой режиссер вам не расскажет — о последнем Божьем Правителе на Земле". В отличие от буйных российских ревнителей светлой памяти императора, местные вели себя смиренно. На вопрос, откуда у них такое количество книг, пояснили, что добрые люди из России финансировали печать в Латвии.

Foto: DELFI
Кто эти добрые люди, можно лишь догадываться по названиям двух сайтов, упомянутых на титульном листе брошюры "За-царя.рф" и "СтопМатильда.рф". Там же обещано, что "данные в этой книге знания истинной истории России конца XIX – начала XX века позволят усвоить уроки прошлого, чтобы научиться различению и не допустить повторения ошибок". Книга, несомненно, оказалась полезной для собравшейся публики — после встречи режиссер щедро раздал всем желающим автографы на ее страницах. Лишь в последний момент спохватившись, что он подписывает.

Рига для Алексея Учителя — важный город. В свое время он учился вместе и дружил со знаменитым латышским документалистом Юрисом Подниексом и не раз приезжал к нему в Латвию. Здесь же он снимал документальный фильм "Последний герой" сразу после смерти другого своего близкого человека - Виктора Цоя. В ближайших планах режиссера снять художественный фильм про "жизнь" Цоя после смерти.

А пока он продолжает представлять публике свою "Матильду", которую, хоть ей и было отказано в рекламе на российском ТВ, только в России посмотрело более двух миллионов. К слову, в этой картине была роль и для Михаила Барышникова. Учитель специально ездил в Ригу на спектакль "Бродский/Барышников", пытался уговорить легендарного танцовщика сыграть директора императорских театров, но тот сообщил, что принципиально не ездит в Россию. "Специально для Барышникова мы были готовы организовать его съемки за границей, хоть это и непросто, - рассказывал Учитель, - но он все равно - раз это русский фильм, никак".

Foto: Publicitātes foto
Про размах "Матильды". Только съемочная группа состояла из 400 человек, плюс актеры и массовка. Только в сцене коронации мы задействовали 500 человек, а в Ходынке — 1500. Мы сшили 7000 костюмов, включая коронационные, которые у нас теперь просит Эрмитаж. Увидев эскизы костюмов, одна крупная немецкая фирма подарила нам три огромных машины, которые год шили день и ночь, а корабль тканей везли из Китая, золотые вышивки заказывали в Индии и Пакистане, костюмы Ходынки шили в трех женских колониях...

Мы гордимся декорациями Успенского собора Кремля, которые построили на военном заводе в Петербурге. Так вот, заходя в этот "собор", массовка начинала креститься. А когда после съемок нам надо было разбирать, бригада сказала: не будем. Пришлось нанимать более пьющих людей…

В Александровском дворце мы снимали сцену с Николаем Вторым — аппаратуру тянули на тележке два человека. Посреди зала стояла ваза в человеческий рост, возле которой тележка должна была сделать полукруг. На пятом дубле рабочие ошиблись, и телега врезалась в основание вазы, кусок которого отломился. Замдиректора Царского села упал в обморок, а десять смотрительниц зарыдали. Нас выгнали. За реставрацию выставили счет в несколько сотен тысяч. Таких денег у нас не было. В итоге директор комплекса сказала: никому не говорите, но основание уже три раза переделывали — оно современное.

Foto: TASS/Scanpix/LETA
Про критику "Матильды". До выхода фильма меня в основном критиковал один небезызвестный человек (Наталья Поклонская). К ней присоединялись еще странные организации агрессивного православия со странными названиями типа "Православное государство". По ассоциации понятно с чем. Эти люди, называясь православными, призывали сжигать кинотеатры и убивать людей, угрожали нашей группе и мне, в частности. Потом последовали совсем уж силовые методы - бутылки с зажигательной смесью, сожженная машина нашего адвоката, в Екатеринбурге "уазик" врезался в кинотеатр с плакатом фильма… Все это было до проката.

Про реакцию государства. Наше государство предприняло абсолютно правильные действия — людей из организации арестовали. Тут же прекратились все серьезные действия. Выяснилось, что человек, которому давали слово на радио и в газетах, глава "Православного государства" — элементарный преступник, который 8 лет сидел за убийство. Уголовные элементы, который хотели создать себе славу защитников отечества…

Когда Говорухин решил устроить показ в Госдуме, противники пытались его блокировать. Собрался полный зал, какой-то человек вышел и стал говорить буквально словами Поклонской, но депутаты начали стучать ногами и заглушили его. В такие моменты я понимал, что победим... Увы, позже из-за угроз немецкие актеры не приехали на премьеру картины в Мариинском театре с живым оркестром, который и записывал музыку к фильму.

Foto: Sputnik/Scanpix/LETA
Про деятельность Поклонской. По запросу депутата Поклонской госструктуры провели у нас 43 проверки — мы все выдержали. Она сказала, что якобы ей пришло 100 000 писем с протестами (эти люди не могли видеть фильма). Когда мне в полиции показали письма, они сами признавали, что 90% из них — фальшивки, сделанные на ксероксе. Они проверили одного адресата в Белгороде — такого человека нет, а по тому адресу - бордель. Когда мы запросили в Думе, сколько писем получила депутат Поклонская, выяснилось, что не было и 3000 писем. Так что все это было нагнетание.

За все время проката - ни одного случая не было, никто не кинул гнилым помидором. Сами удивились. Так что дело не в "Матильде, и не в режиссере Учителе — они пытались Россию толкнуть в пропасть, на дно". То, что победило не мракобесие, а разум — это победа всех здравых людей, а их - большинство. Когда фильм вышел, критика уже была только по сути. Но то, что фильм точно никого не оскорблял - это установлено даже прокуратурой и другими организациями, включая экспертную комиссию Санкт-Петербургского университета.

До начала проката мы ездили с предварительными показами. В Екатеринбурге был один показ в Ельцин-центре, где меня один человек вызвал на дуэль (вот, жду), а второй - в кинотеатре. Перед самым фильмом позвонили и сказали, что бомба. Как позже выяснилось, "бомба" была заложена в 15 объектах города. 450 человек вывели на мороз, предложили смотреть завтра, но ушло лишь 20 человек, ждали больше часа, смотрели фильм, я пришел за полночь — мы еще полтора часа говорили. Было много молодых. И я понял, что в этой стране не все потеряно.

Про светодиоды в костюмах балерин 19-го века. У нас фильм кончается 1896 годом, а вся история длится около четырех лет. Когда наш замечательный художник по костюмам Надежда Васильева (вдова режиссера Леши Балабанова) привела на площадку Ларса Эдингера (Николая Второго) в кожаной куртке и джинсах. Я спросил: почему актер не одет? И тогда Надя показала мне фотографии, на которых люди того времени были в джинсах (они только входили в моду) и кожаных куртках. Электричество тогда тоже было абсолютно доступно, тем более в театрах и царских покоях. Так что лампочки на платьях совершенно достоверны.

Про Данилу Козловского, сыгравшего Воронцова. Я пробовал его на роль Николая, не сложилось. Три месяца уговаривал его сыграть неглавную роль, а он никогда не играл неглавных. Прототип его героя - реален. Это был английский офицер, чья невеста дружила со старшей сестрой Матильды, как только он увидел Кшесинскую, безумно влюбился, бросил невесту, которая повесилась. Но в час сорок пять минут всего не поместишь, поэтому персонаж Козловского недораскрыт... Могу обрадовать, осенью следующего года выйдет 4-серийная телеверсия "Матильды, в которой широко раскроется и побочная линия.

Про сценариста Александра Терехова. Главная проблема современного российского кино — слабые сценарии, мало идей… Я искал долго. Даже был опыт работы с американцем, который закончил Гарвард, знал русскую литературу, мама — балерина. Но оказался, что у нас слишком разный подход к кино... Устроили мини-конкурс авторов синопсисов, из которых я выбрал талантливого писателя Александра Терехова, автора романов "Каменный мост" и "Немцы". С ним было очень интересно работать. Но когда начались первые обвинения, он попросил написать псевдоним.

Про фигуру Николая Второго. "В свое время я собирался снимать фильм "Дно" - так называлась станция Псковской губернии, где произошло отречение Николая Второго, как итог заговора пяти генералов. Мне очень интересна личность последнего императора. И когда мне предложили снять фильм про Кшесинскую, я понял, что мне интересны именно эти четыре года из жизни балерины, когда у нее была искренняя и обоюдная любовь, безо всякой похабщины. Мое мнение, что именно в этих четыре года решилась, какой будет Россия, в том числе и сегодня. Это очень связанные вещи. Мне хотелось показать будущего императора человеком, а не бронзовой статуей... Кшесинская дала зажатому Николаю не только секс, но и ощущение самого себя, некой свободы. И потом ему пришлось делать выбор между долгом и свободой...

Говорят, Николай - безликий и вялый. Я не согласен. Это был умный, интеллигентный, человечный. Были ошибки, но кто их не делает — вон, Трамп сколько наделал, и сидит. Он сделал колоссальное число нужных дел для страны: дал людям детсады, ясли, по 500 рублей. При его правлении Россия в первый и последний раз стала первой в Европе по всем показателям. И войну Россия первый год выигрывала… А потом начался спад. Многие на Западе испугались его успехов. Расстрел Распутина — дело рук английской разведки. В чем он ошибся, так это в том, что на станции Дно ему надо было арестовать и расстрелять всех, кто ему врал, а он пожалел окружение — вот и кончилось все катастрофой.

Foto: Publicitātes foto
Про выбор актера на роль Николая Второго. Поклонская называла Ларса Эдингера порноактером — это полная чушь. Ей подсунули кадр, где Ларс обнажен, но это фильм классика мирового кино Питера Гринуэя. Пока обнаженную натуру никто не отменял — мы ходим в Эрмитаж и различные музеи. Вопрос — какого качества эта обнаженная натура, это художественно или нет. Ларса я увидел несколько лет назад в постановке "Гамлета" и был поражен его игрой. Постановщик спектакля Томас Остермайер — главный режиссер театра в итоге сыграл роль доктора Фишера.

Вообще-то, на роль Фишера я думал позвать как раз Эдингера. Ларс приехал на грим, гримерша все сделала и вдруг как закричит… Я зашел и в зеркале увидел Николая Второго. Единственное препятствие — он не знал русского языка. Но он мужественно учил роль и играл по русски, вплоть до мини-пауз. В кадре он говорит — по-русски. Но озвучить его все же пришлось. Это сделал Максим Матвеев. Любопытно, что когда Ларс появился в облачении Николая Второго на съемках коронации, все сказали: Олег Янковский.

Про Крымнаш. Было письмо, которое подписали чуть не все известные имена российской культуры. Я снимал в Крыму три фильма. Очень хорошо знаю Крым и людей, которые там живут. У меня там ни разу не возникало ощущения, что это Украина. Кроме того, что в Севастополе стояла украинская армия и наша тоже. Вы же знаете, как Крым присоединили к Украине — Хрущеву тогда казалось, что это будет правильно. Другое дело, что юридически я понимаю, что Крым стал российским не по международным нормам.

Я абсолютно уверен, что народ Крыма проголосовал за Россию - и процент верный, и не под дулом это было, как пишут многие. Да, там есть татарская диаспора, которая всегда была оппозиционна, при всех властях. И теперь положение двоякое, а Россия обрела миллион проблем. До сих пор это все расхлебывается. При этом посмотрите, что происходит в Великобритании — Шотландия, Ирландия хотят отделиться, Каталония в Испании, я уж не говорю про Косово… Желание есть.

Про "Матильду" в Крыму. Еще до выхода на экраны "Матильды" в Министерство культуры пришло письмо о том, что они не покажут картину, пока сами не посмотрят. Это противозаконно, но я решил показать. Туда поехали люди от нашей студии. На показ пришло 35 человек: правительство и даже два священника. Я был уверен, что они будут против (под влиянием прокурора Поклонской) — каково же было удивление, что против голосовали только двое — священнослужители. Так что не все так плохо в головах людей.

Про Дуню Смирнову. Нет наркотика более сильного, чем кино. У меня была замечательная сценаристка Дуня Смирнова, с которой мы сняли фильмы "Прогулка" и "Дневник его жены". Она написала для меня сценарий фильма "Связь". Был уже шестой или седьмой вариант, я говорил, что надо снова переписать, а она отказывалась, в итоге я швырнул ей: "Тогда снимай сама!" А она утром позвонила: "Ты правду сказал?" Я опешил, но сказал: если хочешь — помогу, но учти, что с этого момента ты полностью меняешь жизнь - ты разведешься с мужем, переедешь из Петербурга в Москву, изменишь жизнь, привычки — ты уже не вернешься. Потому что это не работа, а профессия, которая заберет 24 часа жизни… Она думала, что снимет плохой фильм и вернется — я ей сказал, что назад дороги не будет. И она пошла.

Про актера Андрея Смирнова (сыграл Ивана Бунина в фильме "Дневник его жены"). Лазурный берег Франции мы снимали в Крыму. На съемочной площадке работали пять рабочих из местных, явно выпивающих. Недели через две один подошел к актеру Смирнову и протянул книгу Бунина: "Иван Алексеевич, поставь автограф". И это не шутка — такая сила искусства. Решили, что Бунин снимается в кино про себя.

Про цензуру в России. Мне звонили разные люди, которые таинственно просили: покажи авторскую версию, а не то, что будет в прокате. Я их звал на премьеру в кинотеатр, потому что ни слова, ни кадра не было вырезано. Ничего и не под каким давлением измениться не могло. Возможно, цензура в России на телевидении и существует, но, если не нарушен закон, то никто не имеет права ничего у тебя удалить. На меня пытались воздействовать Поклонская и РПЦ, но ничего не изменено. И в этом заслуга государства - оно показало, что цензуры в России нет.

Про шансы Поклонской стать следующим президентом России. Если президентом будет Поклонская, а я еще буду живым, то перееду жить в Ригу. И многие за мной потянутся. Но я уверен на 100 процентов, что она не будет . Я общался с ней пять минут — тяжелый случай. Я предлагал ей продолжить критику после того, как она посмотрит фильм, но Поклонская сказала, что у нее нет времени смотреть фильмы. Я ее по-человечески понимаю, она искренне влюблена в Николая Второго, бывает. Но когда такой человек пользуется депутатским креслом, это печально. Знаю двух женщин, которые точно не станут президентами России — Поклонская и Собчак, хоть к последней я хорошо отношусь.

Foto: RIA Novosti/Scanpix
Про фильм о Викторе Цое. В свое время я снимал Виктора Цоя. Мой документальный фильм "Рок" начался именно с него. Рокеров в то время еще прижимали, поэтому поначалу они отнеслись ко мне настороженно. Гребенщикова я немного знал, но выбрал Цоя, который говорил 10 слов за неделю. Он тогда работал в кочегарке — мы просидели с ним двое суток. Я ему обещал: посмотришь материал, если что-то не понравится — скажи. Он пришел с группой "Кино" на показ, посмотрел и вышел мрачный. Я спрашиваю: ну как? Он: нормально. И ушел. Так, меня впустили в их среду.

Потом мы с "Кино" ездили на гастроли, а когда случилась страшная авария, я поехал на то место — говорил со следователем и водителем. Сделал по просьбе близких фильм "Последний герой", где использовал все, что не вошло в "Рок" и доснятые потом. Мне все не давал покоя этот водитель "Икаруса". Человеку было 40 лет, а он не знал, кто такой Цой.

Наш фильм начнется с аварии и продолжится после "смерти" - такой road-movie (по реальной истории, но с актерами), в котором гроб с телом Цоя три дня везут в автобусе, в котором сидят все близкие ему люди — жена, последняя любовь Наташа, сын, двое из группы, продюсер Айзеншпис, а за рулем — тот водитель, потому что все другие отказались. Этот человек три дня путешествия больше молчал, но магия Цоя такова, что он тоже стал им близок. А магия Цоя — фантастическая, ее не могут разгадать до сих пор... Часть съемок пройдет в Латвии.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!