Foto: LETA
В Юрмале открылся Фестиваль музыки театра и кино Jūras Pērle. На встрече с журналистами актеры от рассуждений о любви к Юрмале, съемках в Риге и роли музыки в кино перешли к воспоминаниям о том, как кино помогало одолеть неприязнь латышей к русским. Увы, по мнению Валентины Талызиной, сегодня ситуация зашла слишком далеко — культура уже не поможет. Все надежды — "на ум, хитрость и предвидение вождя".

"Благодаря этому фестивалю, мы имеем возможность встретиться друг с другом после долгого не-встречания в Москве и расспросить, кто да как живет", - признался режиссер Владимир Меньшов (на фото). Он вспомнил, как снимался в Риге в картине "Отдушина" - "дело было в 1991 году, в самый разгар развода советских республик. В любовном треугольнике героиня Валентины Теличкиной должна была выбирать между героями Владимира Меньшова и Гирта Яковлева.

"Тем временем за окнами нашей гостиницы "Рига" бушевали митинги… - вспоминает Меньшов. - Но все, с кем мы говорили, отмахивались: ну что вы, с чего решили, что мы будем отделяться? Меня порадовало, что на фоне нарастания неприязни к СССР и русским, позже я получил на латышском фестивале приз кинокритики за лучшую мужскую роль. Так что я эту неприязнь к русским преодолел".

По мнению Владимира Валентиновича, кино всегда будет силой: "Слава богу, что эта сила — мягкая: завоевание умов и сердец. Например, сейчас очень сильно на мир воздействует американский кинематограф. А когда-то советское кино было очень мощным по воздействию. Мы выросли под влиянием Чапаева — эта картина сильнее учебников истории действовала на нас". По его мнению, из современных фильмов такой по воздействию можно считать "Легенда 17": "Превосходный фильм, который возвращает нас русских к гордости воспоминаний. Мы так много говорили и вспоминали о себе плохого! А тут было единое сопереживание всей страной".

Foto: LETA
На фото: Валентина Талызина и Вера Алентова.

Валентина Талызина вспомнила, как потом приезжала в Латвию озвучивать по-русски пение Лилиты Озолини в фильме "Долгая дорога в дюнах". "Лилита должна была петь под мою фонограмму, со мной ничего подобного в жизни не было. Началась паника: заболело горло, нос, уши. Группа ходила кругами — кофейку, коньячку чаю… А я не могла собраться. Но тут за дело взялся Алоиз Бренч, который сказал: я оперный певец — поверьте мне. Сел со мной в рубке и начал напевать ритм — я и спела. И получилось хорошо".

Валентина рассказала, что, благодаря фестивалю, встретилась с Лилитой и вспомнила былое. А также, что именно во время съемок в Риге в первый и последний раз за все свои 115 картин была убита. Камнем по голове. Талызина посетовала, сегодня она начисто лишена возможности встречи с коллегами в Украине — туда ей въезд заказан. "Все 500 человек, которые подписали, что Крым — это правильно, они теперь невъездные. Я получила два предложения сниматься на Украине, но ответила, что там не котируюсь. Все слишком далеко зашло. Донецкая и Луганская область заплатили такой большой кровью, что никакая культура не поможет... Ум, хитрость и предвидение нашего вождя — может быть, что-то другое случится".

Foto: LETA
Бывший рижанин Владимир Качан вспомнил, как пел в фильме Меньшова "Ширли-Мырли" сразу за трех человек, которых исполнял актер Валерий Гаркалин. Но его самой известной песней стали "Кавалергарды" из кинофильма Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья", которую неизменно просят спеть на всех мероприятиях. Случается это так часто, что в какой-то момент актер понял — больше не может. "Случилось это 8 марта во Дворце бракосочетаний в Москве — я пел для обслуживания персонала. После песен на стихи Лени Филатова, тетушки захотели "Кавалергародов", я затянул, обозрев зал туманным взором, когда дошел до слов "не обещайте деве юной", мой туманный взгляд уткнулся в дверь "Комната жениха", и тут меня разобрал хохот... Пришел домой, а там по телевизору показывают интервью крутого мужика в камуфляже, он рассказывает про то, как занимается воспитанием военизированного отряда молодежи, которую он учит выживать в экстремальных условиях. Завершает свой рассказ мужчина словами: "У нас даже есть отрядная песня". Тут он потянулся вниз, достал гитару и стал петь: не доверяйте деве юной каяк, весло и спас-жилет…" После этого Владимир Качан принял решение не исполнять "Кавалергардов", но через пару лет слово нарушил".
Foto: LETA
Светлана Немоляева призналась, что в кино не пела, но очень признательна за приглашение в Юрмалу, потому что последнее время на фестивали все чаще зовут критиков, продюсеров и другую администрацию, а не главных людей в кино — актеров. Итог встрече подытожил внезапно появившийся литовский актер Регимантас Адомайтис, который провозгласил: "Я еще жив. Хоть в театре не играю и в кино не играю. Как 80 стукнуло, так и бросил. И жив".

Тем же вечером Валентина Талызина невероятно трогательно исполнила со сцены песню про сверчка из "Долгой дороги в дюнах". А Лилита Озолиня невероятно тепло поблагодарила коллегу и прочла стихи о любви. И на какое-то мгновенье показалось, что все же кино и культура что-то важное могут.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!