Foto: LETA
Музыка была неотъемлемой частью судовой жизни. Но если в ресторанах первого класса представители высшего света вкушали деликатесы под классические композиции, то на палубе третьего класса простой люд отплясывал под залихватские звуки волынок. Музыка сыграла особую роль и в последние часы перед погружением судна в пучину океана.

Веселье в третьем классе

Пассажиры третьего класса часто брали с собой музыкальные инструменты – как широко известные, так и мало знакомые обычному западному человеку. В главном зале, где собирались все от мала до велика, находился рояль, редко простаивавший без дела. Один из пассажиров – ирландец Юджин Дейли (Eugene Daly) развлекал попутчиков, играя на волынке популярные народные мелодии. Больше одного раза неизменно звучала дорогая сердцу каждого ирландца песня "A Nation Once Again".

deutche_welle_video

Судовой оркестр

Тем временем пассажиры первого класса наслаждались жизнью в сопровождении струнного оркестра. Выживший в катастрофе пассажир Арчибальд Грейси, писатель и историк по образованию, в одном из своих рассказов вспоминает "всегда волшебный" судовой камерный оркестр, игравший в ресторане Palm Court. Всего за несколько часов до погружения оркестр перешел из ресторана на палубу первого класса неподалеку от большой лестницы. Музыканты продолжали играть, чтобы успокоить пассажиров, исполняя популярные в 1912 году мелодии, свадебные марши, джазовые композиции и вальсы.

Оркестранты были наняты музыкальным агентством в Ливерпуле и не входили в обслуживающий персонал White Star Line, а были поселены в каютах второго класса. Это давало им полное право эвакуироваться наравне с другими пассажирами. Невзирая на это, музыканты приняли решение играть "до конца", и главную роль здесь сыграли твердые христианские убеждения руководителя оркестра – скрипача Уоллеса Генри Хартли. Он был уверен, что музыка способна утешить мятущуюся душу. "Я думаю, Хартли, сознавая серьезность ситуации, собрал своих людей и стал играть. Он часто говорил, что музыка способна обуздать панику как ничто другое на этом свете. Он сознавал, какую ценность представляет инструмент в его руках и, на мой взгляд, доказал свою правоту", так сказал музыкант Джон Карр, с которым Хартли играл на судне "Селтик". Другой коллега Хартли, музыкант Элванд Муди после трагедии поведал одной из британских газет: "Помню, я как-то спросил у него, что он станет делать, оказавшись на тонущем судне. Хартли ответил, что лучше всего у него, пожалуй, получится сыграть "Oh, God, Our Help in Ages Past" или "Nearer, My God, to Thee"."

Хартли верил, что музыка может остановить панику, верил, что музыка обладает этой сверхъестественной способностью утешить встревоженные сердца. Он знал, как поведет себя, однажды в жизни оказавшись в ситуации, случившейся на "Титанике", и явно заранее выбрал свою последнюю песню.

Последняя песня

Одна из ярчайших картин, неизменно включаемая в фильмы о гибели "Титаника", изображает музыкантов судового камерного оркестра, играющих на заливаемой водой палубе, в то время как пассажиры, которым не хватило места в шлюпках, в панике ищут спасения. Последним в исполнении мужественных музыкантов в нескольких фильмах звучит английский христианский гимн "Nearer, My God, to Thee", однако мнения по этому поводу расходятся.

Многие пассажиры, которым посчастливилось спастись с тонущего "Титаника", после трагедии вспоминали, что последней песней, исполненной судовым оркестром, действительно была "Nearer, My God, to Thee". В то же время в ряде источников упоминается, что их шлюпки были спущены на воду более чем за час до погружения "Титаника" в океанские глубины, так что эти свидетельства вряд ли могут заслуживать доверия. Гарольд Брайд, один из выживших судовых радистов, вместе с коллегами посылавший сигнал SOS находящимся поблизости кораблям, пока электричество на "Титанике" не пропало совсем, утверждает, что за считанные минуты до погружения судна слышал мелодию "Autumn". Этот факт позднее нашел отражение в нескольких книгах, включая книгу Уолтера Лорда "A Night to Remember".

В Риге гостит одна из самых исторически богатых выставок о "Титанике". Экспозиция, представленная в рижском Спортивном манеже, состоит из 15 галерей, в которых посетители смогут ознакомиться как с материалами о постройке судна и открытых историками фактах о его трагической гибели, так и вжиться в роль одного из пассажиров более чем 100-летней давности. Большая часть галерей созданы под интерьер "Титаника" и позволят окунуться в ту эпоху, пережить события рейса и узнать истории людей, отправившихся на этом судне через океан.

Тщательный осмотр экспозиции занимает примерно 80 минут. На выставке представлено более 375 исторических объектов, которые находились на "Титанике" или его близнеце — судне "Олимпик". Поэтому экспозиция является редкой возможностью ознакомиться с жизнью на морском гиганте до того, как он навсегда опустился в пучину. Представленные на выставке артефакты принадлежат британской компании White Star Memories, которая является самым крупным коллекционером связанных с "Титаником" объектов.

Выставку в Латвии организуют Delfi Entertainment, эстонский продюсер Лаури Лаубре и глава проекта Инга Кадека. Экспонаты принадлежат английской компании White Star Memories. Билет для взрослых стоит 13,95 евро, детям 7,95 евро. Студентам и пенсионерам билет обойдется в 9,95 евро. Доступны и семейные билеты за 29,95 евро (2 взрослых и ребенок) и за 39,95 евро (2 взрослых и 2-5 детей).

Выставка будет работать в Латвии три месяца, открыта она каждый день с 11:00 до 20:00.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!