Foto: Arhīva foto

Провести плохо подготовленную и непроверенную подводную лодку под толстым слоем льда с целью достичь Северного полюса, чтобы всплыть на поверхность и встретиться с дирижаблем, который добрался до полюса по воздуху. И все это не только во имя науки, но и просто в духе приключений, а также ради хорошего материала для прессы. Казалось бы, эта эпоха осталась где-то в XVIII и XIX веках. Но нет — еще в первой половине XX века сорвиголовы все еще отправлялись в экспедиции, в которых безопасность часто была на втором плане. Сэр Хьюберт Уилкинс был одним из них. Почти настоящий капитан Немо из романа Жюля Верна.

Из окопов на борт корабля Шеклтона

Где только не побывал и чему только не научился за свою жизнь уроженец Австралии Хьюберт Уилкинс. Он начал свою учебу с интереса к инженерному делу, но также изучал музыку и одновременно занимался фотографией и кинематографом, тогда еще новым направлением. Можно сказать, что Уилкинс был энтузиастом новых технологий. В 1908 году он переехал в Англию, где работал оператором в кинокомпании Gaumont и репортером в London Daily Chronicle. Уже тогда работа Уилкинса была связана с путешествиями, так как он был репортером иностранных новостей в газете. Для работы он обучался на пилота, а также занимался аэрофотосъемкой. В 1912 году он отправился в зону боевых действий на Балканах. По данным Австралийского военного мемориала, Уилкинс стал первым человеком, который сделал видеосъемку с фронта во время активных боевых действий.

Затем ему предложили место в канадской экспедиции в Арктику, где он провел следующие три года. Только в 1916 году Уилкинс узнал, что в Европе идет война. Вернувшись в Австралию, он попал в военно-воздушные силы, но Уилкинсу летать не разрешили летать, поскольку он страдал дальтонизмом. Вместо этого его назначили фотографом ВВС. Но он все равно нашел способ помесить грязь. Будучи скорее искателем приключений, чем фотографом, Уилкинс часто становился активным участником конфликта, а не просто наблюдателем. И даже заслужил похвалу за то, что взял на себя командование группой неопытных американских солдат, чьи офицеры погибли во время битвы за Гинденбург. Он стал единственным фотографом австралийской армии, получившим боевую награду.

После войны Уилкинсу довелось стать частью команды знаменитого полярного исследователя Эрнеста Шеклтона. В 1921 году он присоединился к экспедиции в Антарктиду в качестве орнитолога. Да, оказывается, Уилкинс помимо всего прочего обладал глубокими познаниями в орнитологии. К сожалению, это была последняя экспедиция Шеклтона — он умер, не дойдя до Антарктиды, когда корабль стоял на якоре в Гритвикене, Южная Георгия.

Но дни славы Уилкинса были еще впереди. Впрочем, один из них принято считать скорее днем позора.

"Наутилус" за доллар в год

Те, кто читал книгу Жюля Верна "20 000 лье под водой", наверняка знакомы с историей о подводной лодке капитана Немо "Наутилус". Она была техническим чудом не только в XIX веке, когда были описаны приключения Пьера Аронакса, его попутчика Неда Ленда, капитана Немо и команды "Наутилуса". Даже через пятьдесят лет после публикации романа, когда подводные лодки стали реальностью, "Наутилус" Верна оказался недосягаем для технологий того времени.

Реальный "Наутилус", на котором Хьюберт Уилкинс в 1931 году отправился к Северному полюсу, был далеко не такой комфортабельной и надежной субмариной, как в романе Верна. Сначала это был вовсе не "Наутилус", а O-12, подводная лодка ВМС США, прослужившая чуть менее шести лет. В 1924 году она была выведена из боевого состава и находилась в резерве в доках Филадельфии.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!