Foto: Publicitātes foto
Возможны ли в наше время прочные дружеские связи, какие были во времена несправедливо охаянного "совка"? Или же прежнюю дружбу между людьми раздавил меркантилизм рыночных отношений, в которые советский человек окунулся совершенно к ним не подготовленным.

Голландский социолог Геральд Молленхорст из Утрехтского университета опросил 1007 добровольцев в возрасте от 18 до 65 и выяснил, с кем они обсуждают личные дела, кто помогает им в ремонте или по хозяйству, как часто они встречаются с друзьями и где с ними познакомились. Через семь лет он вернулся к исследованию и интервьюировал 604 человека, принимавших участие в первой части опроса. Только 30 процентов старых друзей остались для участников значимыми персонами, и только с 48 процентами они все еще поддерживали хоть какие-то отношения.

На основании этого научного исследования Геральд Молленхорст пришел к выводу, что каждая вторая дружба заканчивается в течение СЕМИ лет. А затем образовавшуюся пустоту заполняют новые дружеские связи.

Припомнив известную русскую поговорку: "Что русскому здорово, то немцу смерть", мы попытаемся порассуждать, а как обстоит дело с дружескими связями среди русских.

Дружеские связи прежних лет были не в пример прочнее нынешних. Поколение шестидесятников воспитывалось на ремарковских "Трех товарищах", на воспевающих мужскую дружбу рассказах Джека Лондона, которым старались в меру своего таланта следовать наши тогдашние молодые авторы — Василий Аксенов, Анатолий Гладилин, Юлиан Семенов…

Но уже в 70-е пресловутая некоммуникабельность, ставшая символом культуры Запада, стала проникать и в наши литературу и кино. Впервые в культовом новогоднем телефильме "С легким паром" тревожно прозвучали евтушенковские слова:

Со мною вот что происходит,
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в мелкой суете
Разнообразные не те…

Возможно, сегодня мы переживаем тот же период некоммуникабельности, который был пройден на Западе в конце прошлого века. И вряд ли он закончился у них возрождением новых дружеских отношений, которым голландский социолог установил срок в СЕМЬ лет.

"Люди ищут себе друзей среди тех людей, с которыми общаются, — поясняет свои выводы голландский социолог Молленхорст. — Каким будет круг новых знакомств, определяют жизненные обстоятельства".

Все это так. Именно жизненные обстоятельства, среда, в которой мы находимся, во многом определяют алгоритм нашей жизни, в котором остается все меньше времени для дружеского общения.

Раньше существовало такое понятие — "дружить домами". Сегодня былые дружеские застолья, с их атмосферой "кухонных бесед", сменились так называемыми "корпоративами", на которых люди начинают искать "новых друзей" по принципу полезности, рекомендованному еще в XVIII веке графом Филипом Честерфилдом. В своих знаменитых "Письмах к сыну" он поучал: "За выбором друзей следует выбор общества. Приложи все усилия, чтобы общаться с теми, кто выше тебя. Это поднимет тебя, тогда как общение с людьми более низкого уровня вынудит тебя опуститься, ибо каково общество, в котором ты находишься, таков и ты сам".

Вот это стремление любой ценой пробиться вверх по карьерной лестнице характерно сегодня для части нашей молодежи, которая настолько заражена корпоративной и клубной культурой, что для нее понятия "служба" и "дружба" начинают сливаться в единое целое, хотя великий Александр Васильевич Суворов говорил: "Служба и дружба — две параллельные линии: не сходятся".

"В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой", — писал в своих "Опытах" Мишель Монтень. Наша сегодняшняя жизнь полностью перечеркивает эту максиму французского моралиста.

Невероятный успех первой книги Сергея Минаева "Духless" (другие его книги — "осетрина третьего сорта") был вызван именно беспощадным диагнозом, который автор поставил своему поколению, утратившему способность к дружбе. Минаев безжалостен и к своему герою, и к его псевдодрузьям.

Много ли мы знаем сегодня друзей со школьной или студенческой скамьи? При огромной популярности социальных сетей, типа "Одноклассников" или "Мой мир", общение в виртуальном пространстве — худший из эрзацев такой дружбы. Люди просто удовлетворяют свое любопытство, а порою и самоутверждаются, рассказывая на этих сайтах о том, каких карьерных успехов они достигли.

Интернет и мобильная связь вытесняют живое общение, которое было характерно для поколений эпохи "совка".

С одной стороны, все эти "ЖЖ", "Твиттеры" и прочая блогосфера создают фантастические условия для безграничного общения между людьми. Но можно ли назвать это общение дружбой? Той дружбой, которая уже сегодня становится среди людей старших поколений почти реликтовой. Старики уходят. Уходят ветераны войны и их фронтовая дружба, уходят ветераны труда и их цеховая дружба.

А что взамен? Корпоративные отношения?

Дресс-код вряд ли сближает людей, а стремление обзавестись автомобилем "покруче", чем у приятеля, вряд ли укрепит дружеские отношения.

Народная мудрость гласит: "Друзья познаются в беде".

Сегодня в беде пребывает большая часть нашего общества, которая так и не сумела найти себя в новых рыночных отношениях. А потеряв себя, люди даже и не заметили, как потеряли многих своих друзей.

Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом — товарищей нет.

Поэты — почти всегда пророки. Владимир Семенович Высоцкий написал "Песню о новом времени" то ли в 1966-м, то ли в 1967 году, когда никто из нас даже и не задумывался о существовании дружбы "в отмеренных сроках". Сегодня же эти строки поэта — беспощадный приговор нашему больному обществу, в котором настоящая дружба — такая же редкость, как синяя птица

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!