Когда Президент Франции Жак Ширак на рижском саммите НАТО в ноябре 2006 года чуть не вынул из сустава плечевую кость Президента Латвии Вайры-Вике Фрейберги, подтянув руку относительно невысокой женщины к своим губам вместо того, чтобы чуть наклониться к женскому запястью самому, я "упала в глубокий профессиональный обморок". Галантный француз, президент страны — родины этикета, вот таким популярным жестом благодарил главу принимающей стороны за подаренный к дню рождения торт.

Дополнительно, на праздновании Дня рождения Королевы Великобритании и Соединенного Королевства Елизаветы Второй г-н Жак Ширак вообще посмел чмокнуть руку Ее Величества, хотя по законам придворного этикета никто и никогда не имеет права целовать королевские руки и максимум, что позволено простым смертным (гражданам и президентам)– это пожать протянутую Величествами руку, склонившись в мужском поклоне/сделав женский книксен. Супруга кузена жены Жака Ширака, Алла Ала де Дрези, подруга нашей знакомой, юриста по иммиграционным вопросам Ольги Агеевой, будучи в Риге в конце 2009 года, очень переживала за травлю ее знаменитого родственника всей английской и родной французской прессой после королевского дня рождения. Она спросила меня "Вы тоже осуждаете нашего Жака?"

Распространенный и с виду простейший жест "поцелуй дамской руки" действительно таит в себе несколько завуалированных ограничений. Кроме того, это самый спорный жест международного этикета, ибо его применение, как и прочие виды поцелуев, воспринимается не одинаково представителями восточной и западной культур. Ограничения данного жеста с классической точки зрения кое-кому покажутся обидными на первый взгляд, однако при последующем рассмотрении, как всегда в этикете, обнаруживается: в основе только здравый смысл.

Для начала, мужчина дамскую руку собственно не целует, а лишь, склонившись в поклоне, обозначает поцелуй. Физическое прикосновение губами к тыльной стороне ладони — это интимный поступок, который уместен и приветствуется только среди очень близких людей и желательно без посторонних. Светский жест выглядит как приветствие мужчины представленной ему (либо ранее знакомой) женщине. В этом случае никакого "поцелуя" нет. Дама равного ранга и равного социального статуса принимает такой жест как символ уважения мужчины и вовсе не расценивает его как проявление куртуазности. "Поцелуй руки" женщине более низкого социального ранга (начальник подчиненной) означает "приподнимание" дамы до уровня собственного, а это большая честь, и применяется нечасто. Зато при встрече равных персон (например, разнополых Президентов стран или супругов высокопоставленных переговорщиков) "поцелуй руки" в светском формате — обычен, приличен и естественен.

Следующее ограничение: джентльмену невозможно целовать руку дамы на улице, на пляже, на вокзале и даже в парке/саду. Для данного поступка необходима крыша в прямом смысле слова, то есть закрытое помещение. Если дама носит перчатки, то поцелуй ее руки тоже немыслим в любом случае.

Дополнительно, женатый мужчина не имеет права целовать руку молодой женщине не замужем. Понятно, что эмансипированные девушки и опытные феминистки обычно в этом месте издают крик протеста, забывая о важном нюансе. Супруга женатого мужчины от кого получит встречный жест уважения, если у стоящей перед семейной парой дамы нет своего спутника жизни? Ни от кого. Поэтому для равенства ситуации, женатым мужчинам этикет по-прежнему не рекомендует проявлять большую вежливость к незамужним женщинам, чем к собственной супруге и женам своих друзей.

Наконец, дама не замужем тоже может воспринять данный жест женатого человека не как "великую оказанную ей честь", а в качестве сомнения "правильно ли ее воспринимают?" Одинокая женщина всегда менее защищена в плане репутации, чем дама замужем, и поскольку этот жест очень близок к переходу в интимный, лишний раз рисковать хорошей репутацией свободной девушки — напрасно. Ее ручки предназначены для поцелуев только таких же юридически свободных мужчин, как она сама.

Ну и абсолютно неуместен поцелуй руки в отношении обслуживающего персонала. Однажды в ресторане на курорте мы видели, как посетитель с имиджем банкира- механизатора старался чмокнуть руку официантке за каждое подаваемое на стол блюдо, и особенно за рюмку. Зрелище, скажу честно, было отвратительным, и бедная женщина стеснялась поведения клиента не меньше, чем он считал себя неотразимым кавалером.

Однако экс-президент Франции Жак Ширак действительно целует руки дамам, прикасаясь к ним губами, поднимает вместо поклона руку женщины равного ранга к себе, и нарушает придворный этикет в отношении Ее Величества, позиционируя ее не священной особой, а обычной привлекательной женщиной. При этом я, опомнившись от профессионального обморока, ни малейшим образом не могу критиковать г-на Ширака за эти нарушения! Галантность как яркая национальная особенность именно французских мужчин в исполнении экс — Президента выглядит, на мой взгляд, чрезмерной и даже подчеркнутой, однако неприятными или отталкивающими такие манеры назвать невозможно.

Если мы не будем уважительно относиться к национальным традициям и особенностям поведения представителей отдельных стран, как же тогда прикажете цивилизованному миру расценивать троекратные лобызания некоторых российских чиновников — мужчин, приветствующих друг друга перед началом деловых переговоров? Для миллиардов людей эти "приветствия" являются шокирующими, в то время как в Японии, например, верхом неприличия будет даже не поцелуй женской руки, а простое ее пожатие. Польские господа, кстати, как и французы, любят целовать руки дамам, всем, везде и с любого ракурса, считая этот жест для себя привычным и естественным. В конце концов, нет правил без исключений, и если какой-либо кавалер все же захочет чуть нарушить этикет и поцеловать женскую руку мимо правил, мы его простим и переживем. Это куда лучше, чем так называемый "мужчина", способный оскорбить свою или чужую жену, чью-то маму, чью-то дочь, знакомую и незнакомую женщину — словом и действием. Пусть тогда чрезмерная галантность будет единственным мужским недостатком.

Галантным мужчинам сегодня давайте подадим на обед устрицы. В Риге устрицы стоят не намного дороже, чем в центре Парижа, хотя самая низкая цена (3-4 евро за дюжину) — конечно, у рыбаков на французских побережьях. Самолет со свежими устрицами прибывает в Ригу из Парижа каждый четверг вечером, поэтому наиболее свежие устрицы у нас продаются по пятницам, и после выходных их можете уже в магазинах не застать. Диапазон цен большой: от 49 сантимов за штуку в Maxima, до 1,18-2,8 латов в Stockmann, Sky и мс2 (от 0,7 до 4 евро). Надо знать, что устрицы подразделяются по размерам от 0 до 7: самые крупные — это №0 и №1, самые мелкие — №6 и №7. Чем крупнее, тем дороже. Мы с мужем предпочитаем покупать 3-4 номера, потому что их легче, чем "нулевки", открыть, и очень удобно есть.

Чтобы вскрыть устрицу, надо обязательно надеть перчатки, взять специальный устричный нож, а если его пока нет, то подойдет обычный кухонный с самым коротким крепким лезвием. Перед открыванием настоятельно советую устрицы замочить на пять минут в холодной воде. Очень важно при покупке устриц собственноручно нажать на каждую, в месте стыковки створок. Если там появится малейший пузырек воздуха или жидкость, значит, моллюск уже мертв и есть его категорически нельзя.

Гарнир к устрицам очень простой. Во-первых, не белый и не черный хлеб со сливочным маслом. Во-вторых, либо сок лимона, либо специальная устричная заправка. В небольшую пиалу мелко-мелко нарезаем красный лук, добавляем по паре столовых ложек розового бальзамического уксуса и сухого хереса. Открываем (отжимаем ножом) раковины, держа их выпуклой стороной снизу, и размещаем на льду, сразу подав к столу. Берем устрицу в левую руку. При помощи короткой вилочки снимаем моллюск с ножки, маленькой ложкой добавляем к нему луковую заправку, либо выдавливаем на него лимонный сок, и "выливаем" устрицу себе на язык, закусывая кусочком хлеба с маслом. Дополняются устрицы либо шампанским брют, либо белым вином. Само собой, только сухим.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!