Foto: PantherMedia/Scanpix
„Ты ничего не можешь, весь в отца! Вы, ничтожества, мне так надоели, что я просто оставлю вас где-нибудь и уйду. Сдам тебя в детский дом или оставлю в кризисном центре, где тебя будут бить — ты же сумасшедшая. Часто, когда хочу что-то сказать маме, она кричит на меня, чтобы я заткнулась," это только малая часть того, что рассказывают дети из Латвийских кризисных центров.

Телефон доверия Государственного центра по защите прав детей и подростков ежегодно принимает около 500 звонков, и это число увеличивается от года к году.

На открытии социальной кампании "Слова ранят на всю жизнь. Осознавай силу своих слов!" руководитель Государственной инспекции по защите прав детей Лайла Риекста-Риекстиня подчеркнула рост агрессии родителей по отношению к своим собственным детям, и призвала подумать о том, насколько адекватно в своей ежедневной коммуникации с ребенком мы обзываем детей, как часто необдуманно дети подвергаются публичному унижению, как часто мы грозим им трепкой или наказанием.

В настоящее время в Латвии социальную реабилитацию детей, пострадавших от насилия, обеспечивают семь кризисных центров. В прошлом году в этих центрах в общей сложности реабилитацию прошли 2664 ребенка, у половины из которых было констатировано эмоциональное насилие, причем 80% детей пострадали от эмоционального насилия разной тяжести именно в семье. Эмоциональное насилие над ребенком не оставляет физически заметных последствий, именно поэтому часто оправдывается, остается незамеченным или считается не столь важным.

Министр благосостояния Илзе Винькеле: "Тело человека обладает удивительной способностью бороться и восстанавливаться после физической усталости и даже болезней. Совсем другое дело — чувство собственного достоинства ребенка. Оно как хрупкий хрустальный сосуд, который окружающие могут легко разлить, разбить, но восстановить — никогда. Эмоциональное насилие над ребенком зачастую является незаметным, случайным и неосознанным, и именно поэтому таким распространенным и трудно определяемым. Наша обязанность — наполнить этот сосуд содержимым — настоящими и правильными словами, уберечь его, пока ребенок не вырастет. Это обязанность не только родителей, но и общества в целом".

"Чаще всего в семьях обижают отцы, отчимы, друзья мам, но часто и сами мамы. Очень грустно в ответ на вопрос о том, как у тебя сегодня дела, слышать от ребенка радостный ответ, что сегодня мама не кричала и не ругалась… Такой печальный лучик радости в ежедневной, наполненной оскорблениями и побоями, жизни ребенка," рассказывает специалист Талсинского кризисного центра Илона Таленте.

Психолог Centrs Dardedze Кристине Йозауска, ежедневно отвечающая на вопросы родителей на портале помощи Paligsvecakiem.lv тревожится: "Попирая самоуважение ребенка, угрожая, обзывая, ругая, высмеивая, унижая — вы совершаете эмоциональное насилие, которое считается наиболее распространенной и скрытой формой насилия. Оно негативно влияет на эмоциональное развитие ребенка и формирование чувства собственного достоинства. Каждое негативное замечание, обозначение, характеристика привносит в жизнь ребенка страх, неуверенность и недоверие, разрушающие его самооценку и способность справляться с различными жизненными ситуациями и вызовами".

Специалисты Centrs Dardedze напоминают, что очень часто взрослые не способны оценить последствия, которые вызывают вроде бы невинное оскорбление, агрессивная манера разговора с детьми. Длительное уничижение и унижение лишает ребенка возможности начинать новые дела, заботиться о себе. Если ребенок еще сохранил способность позаботиться о себе, то очень часто он агрессивно реагирует на любую ситуацию, которую воспринимает как унижение. Ребенок, попавший в такую ситуацию, даже простой вопрос учителя о том, сделал ли он домашнее задание, может воспринимать как угрозу.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!