Люди делают друг другу больно разными способами — кто-то бьет кулаками, другие — словами. Человек страдает и в том, и в другом случае. Вот только в отличие от физического доказать эмоциональное насилие намного сложнее.

В рамках рубрики "Woman объясняет", которая в сотрудничестве с кризисным центром "Skalbes" разбирает вопросы насилия, на сей раз поговорим о том, что такое эмоциональное насилие и как его распознать. Наш эксперт сегодня — клинический психолог Мария Абелтиня.

"Эмоциональное насилие — самая деликатная тема, если мы говорим о насилии, поскольку физическое насилие можно легко распознать из-за того, что был физический контакт", — говорит специалист. Также сравнительно просто можно "увидеть" сексуальное насилие — об этом свидетельствует нежелательный сексуальный контакт. "В свою очередь эмоциональное насилие — это что-то, что происходит в разговорах, что-то, что происходит через коммуникацию", — отмечает М.Абелтиня.

Она подчеркивает, что в данном случае большую роль играет способ общения — как люди обсуждают между собой вопросы, по которым их точка зрения расходится: "Порой люди говорят, что главное то содержание. Это ничего, что я там, например, кричал, я же кричал важные вещи. Но важно то как раз не кричать в таком случае. Насилие начинается в тот момент, когда форма начинает преобладать над содержанием. Когда на самом деле я хочу сделать другому человеку больно, отомстить ему, подчинить себе и поставить на место".

Ударить словом можно по-разному, самая частая форма эмоционального насилия — это обзывания. Запугивание и шантаж тоже нельзя назвать выражением своих потребностей, посему это тоже психологическое воздействие на второго человека.

"Если человек переходит к угрозам, то это уже классическое эмоциональное насилие", — говорит психолог. — "К сожалению, в семье очень часто звучит угроза отнять детей у партнера, что он не сможет с ними видеться. Угрозы носят и финансовый характер, мол, не буду давать тебе денег. А кто-то угрожает даже поквитаться".

В некоторых случаях эмоциональным насилием можно считать также молчание, но всегда нужно анализировать причины таких поступков. Если человек молчит с целью сделать другому больно, то это действие запланированное, осознанное и граничит с насилием. "Второй вариант, если я говорю человеку: "Слушай, у меня такое чувство, что мы сейчас начнем друг на друга кричать. Мне нужна пауза. Мне надо все обдумать. Я сейчас не могу говорить, поскольку иначе все это превратится в неконструктивный разговор. Мне нужно полчаса-час побыть наедине с собой". Это уже совершенно другая история".

Еще раз обратите внимание — важно не только что мы говорим, но и как мы говорим, в какой упаковке подаются слова. Мария Абелтиня уверена, что у человека всегда есть возможность не применять насилие, даже в очень трудных ситуациях: "Это требует усилий. Безусловно, требует, но это не означает, что нам теперь нужно отказаться от своей человечности только потому, что я не хочу прилагать никаких усилий".

Психолог добавляет, что насильник всегда бьет второго по самым больным местам и это происходи осознанно или в полуосознанном состоянии. "Что еще характерно для эмоционального насилия, так это неравноправные позиции. Насильник очень часто бьет более слабого. И пол здесь не играет роли. Причем если человек находится в слабой позиции, то это побуждает ударить еще раз".

Серия статей подготовлена в сотрудничестве с кризисным центром "Skalbes". Центр предлагает помощь женщинам, пострадавшим от насилия, и всем, кто попал в другую кризисную ситуацию. Если вы хотите оказать поддержку для реализации этих целей, здесь вы можете узнать, как это сделать.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !