Foto: Privātais arhīvs

Она отправилась в Египет, чтобы погостить неделю у любимого мужчины, а в итоге прожила в Дахабе шесть лет и стала одной из ведущих спортсменок-фридайверов в мире. Так вкратце можно описать путь Беаты Грицкевичи к вершине мирового фридайвинга. В конце августа она установила новый рекорд Латвии в одной из дисциплин этого спорта, а затем согласилась поведать свою историю читателям "Viņa".

Фридайвинг (свободное ныряние) — это такой подводный вид спорта, при котором ныряльщики не используют снаряжения для дыхания, а просто надолго его задерживают. В Латвии фридайвинг малопопулярен, и когда после шести лет, проведенных в Египте, Беата вернулась на родину, ей пришлось совмещать тренировки и участие в соревнованиях с работой инструктором по фридайвингу. Не сдаваться и покорять новые высоты мотивирует маленькая дочь.

Друг и коллега Беаты, глава Fitness ABC Виестурс Салдавс характеризует ее как очень энергичного и сильного человека: "Когда Беата работает с людьми, она проявляет материнскую заботу, но она и очень сильная, возможно, даже сильнее меня".

Беата обучает людей фридайвингу в бассейне и открытых водоемах как в Латвии, так и за ее пределами. Параллельно активно занимается спортом — 26 августа она побила латвийский рекорд, нырнув на глубину 76 метров, держась за трос. Затем она отправилась на соревнования в Грецию — в этот раз уже как спасатель.

Как Беата познакомилась в Египте с фридайвингом

Foto: Privātais arhīvs
В Египет Беата поехала в 2008 году, там жил ее любимый мужчина. Он работал в Дахабе инструктором по дайвингу и пригласил Беату в гости. В Дахабе ей настолько понравилось, что вместо недели она прожила там шесть лет — в Латвии ее ничего не держало. Через четыре года она начала путешествовать, например, в Грецию, где проходил всемирный чемпионат по фридайвингу.

Сама же она начала заниматься этим спортом неожиданно. Беата боялась погружаться под воду в маске и четыре месяца просто плавала. "Я же и так все вижу под водой — не нужна мне ваша маска… Мне было страшно, что вода затечет в нос, это ужасно противно", — вспоминает Беата. А затем она познакомилась с двумя фридайверами, которые предложили ей съездить куда-то, где они покажут, как ныряют.

Это было под Дахабом, в Мекке ныряльщиков — месте, которое называют Blue Hole (голубая дыра). Это коралловый риф с естественным колодцем внутри глубиной 96 метров и диаметром около 100 метров. На Беату надели обычную маску, чтобы она могла видеть, как выглядит фридайвинг. "На меня натянули маску и толкнули в море… Я уже готова была содрать эту маску, но когда увидела фридайверов — поняла: это то, что я хочу делать. Так все и началось", — вспоминает спортсменка.

Фридайверы произвели на Беату большое впечатление: "Когда я увидела эти силуэты без огромных баллонов…". Дайверы с полным оснащением ей вообще казались перегруженными и скованными, а пластичные движения и легкость энтузиастов фридайвинга зачаровывали.

На следующий день она взяла ласты своего партнера, которые ей были велики, и одна отправилась к морю. Прихватила с собой фотоаппарат для подводной съемки. С тех пор она стала так делать каждый день, проводя минимум три часа в воде, ныряя и фотографируя. А однажды начала нырять, задерживая дыхание. В то же время Беата познакомилась с лучшими спортсменами-фридайверами, которые тренировались в Дахабе.

Ожидая рождения дочери, Беата продолжала нырять. "Я была похожа на кита — сама маленькая, но с огромным животом. На море ходила ежедневно и ныряла уже на 40 метров", — рассказывает она, добавляя, что беспокоилась, чтобы любимый мужчина не узнал, что она продолжает нырять. На первые курсы по фридайвингу Беата пошла уже после рождения дочери. Они дали ей возможность через три года стать инструктором.

Энтузиазм не пропал, несмотря на конкуренцию и нехватку поддержки

Foto: Privātais arhīvs
В 2012 году Беате впервые предложили участвовать в соревнованиях. Но тогда ей этого не хотелось, она ныряла для собственного удовольствия. Однако ее все же уговорили, и ей очень понравилось. У Беаты появились новый азарт и новые цели. В 2013 году она участвовала в своем первом мировом чемпионате — в Греции.

Времени на тренировки не было, потому что надо было заработать денег, чтобы в Грецию могла поехать и ее дочь. Беата ехала на чемпионат не за победой, а осмотреться. "Установила какой-то латвийский рекорд, и мне этого хватило. Или тренируешься, или работаешь, объединять эти занятия сложно. А работать нужно, потому что нужны деньги", — объясняет она, добавляя, что на продвинутом этапе тренировки тяжелее и физически, и психологически.

После чемпионата Беата решила вернуться в Латвию. Главным образом — из-за учебы дочери. В конце 2014 года она приехала на родину. "До сих пор не могу привыкнуть", — говорит Беата. Ее дочь в Латвии впервые увидела снег. Но Беата все равно бывает в Египте — там она и тренируется, и обучает других. "Занятие это не брошу. Ни в коем случае", — уверена она.

Foto: Privātais arhīvs
В соревнованиях Беата сейчас участвует только в открытых водоемах, но скоро будет участвовать и в чемпионатах, проводимых в бассейнах.

Конкурентов в этом виде спорта в Латвии у нее нет, даже во всей Балтии. "Становится немного скучно. Была одна девушка, которая раньше ныряла на глубину, но больше она этим не занимается", — сетует Беата. Одна из ее целей — когда-нибудь нырнуть на глубину 100 метров, используя ласты. Говоря о границах своих возможностей, она замечает: "Мне даже страшно подумать, где они и есть ли вообще".

Маленький Маугли, который хочет следовать за мамой

Foto: Privātais arhīvs
Беата признает, что дочь — самое важное в ее жизни. Она ее и вдохновляет, и радует. Девочка с раннего детства проводила много времени в воде. Несмотря на то, что ей всего восемь лет, она уже показывает хорошие результаты в нырянии. Возможно, когда-нибудь будет участвовать в олимпийских играх, если фридайвинг включат в их программу.

В 2013 году, когда Беата поехала с дочкой на чемпионат в Грецию, девочка впервые увидела зеленую траву и деревья, которые не пальмы. "Мы все жили в отдельных домиках, и каждый раз по дороге на завтрак в главное здание гостиницы дочка обнимала все деревья и говорила с ними. Ребенок вырос под пальмами, такой Маугли", — с улыбкой рассказывает Беата, добавляя, что именно так звали ее дочку друзья в Египте.

"Она круглый год гуляла в трусах с босыми ногами. Одеть ее во что-то и обуть было невозможно, через пять минут все срывала", — вспоминает Беата. В Латвии девочке из-за холода уже пришлось носить одежду и обуваться.

Foto: Privātais arhīvs
Девочка привыкла к воде с младенчества, Беата ее повсюду брала с собой: "Она раньше начала плавать, а не ходить… А недавно она мне сказала: "Мама, я тоже хочу быть инструктором по фридайвингу"".

Дочь регулярно путешествует с Беатой, ей тоже очень нравится нырять. "У нее такие успехи, в бассейне она плавает так красиво — отличная техника. Вообще она человек воды. Теперь она, конечно, хочет соревноваться. Она даже сказала, что хочет превзойти меня", — смеется спортсменка, добавляя, что девочке пора начинать тренироваться, потому что переговоры о включении фридайвинга в программу олимпийских игр уже идут.

Фридайвинг вместо психотерапии

Foto: Privātais arhīvs
По словам Беаты, фридайвингом может заниматься любой в любом возрасте. "Он очень хорошо развивает тело, некоторые практикуют фридайвинг в качестве психотерапии, потому что он учит "не париться" о разных вещах. Мы понимаем, что это отнимает наши ресурсы. Также фридайвинг учит нас выживать здесь и сейчас. Мы не копаемся в прошлом и не думаем о будущем, иначе собьется фокус с того, что нужно делать сейчас", — поясняет Беата.

Фридайвинг также помогает контролировать свои эмоции и стрессы. Занятия нырянием приносят и другую пользу, уверена Беата. У каждой нырятельной дисциплины есть свои преимущества. Например, статику, во время которой человек лежит неподвижно лицом в воде и как можно дольше задерживает дыхание, выбирают люди, которые хотят научиться себя контролировать и "привести в порядок голову". Тут они наконец могут ни о чем не думать, поясняет инструктор. Самой Беате эта дисциплина не особо нравится: "У меня беспокойный ум, но я снова займусь статикой, чтобы себя собрать".

Другие дисциплины развивают и ум, и тело. По словам инструктора, нырять проще, чем плавать, поэтому этот вид спорта подойдет и тем, кому плавание не нравится. Одна из главных вещей во фридайвинге — способность быть максимально раскованным во время серьезной физической нагрузки. "Вам действительно нужно быть абсолютно свободным ментально, чтобы ваше тело чувствовало себя хорошо. Если в голове напряжение, то и тело сковано, и ничего не можешь сделать. Любой стресс отнимает наши ресурсы и съедает кислород из организма". Во фридайвинге важно, чтобы не было ни одного лишнего движения, потому что все они лишают кислорода", — рассказывает Беата.

Люди, начавшие заниматься фридайвингом, очень быстро понимают, что их способности гораздо выше, чем они раньше представляли. "Все на нас всегда смотрят как на каких-то космонавтов — вы можете не дышать, глубоко ныряете, у вас, наверно, есть жабры и что-то еще в этом роде. На самом деле, каждый человек так может", — уверяет инструктор, добавляя, что фридайвингом занимается и много людей старше 50 лет.

Ныряние она связывает с путешествием. "Когда путешествуешь по своему сознанию, через свои страхи, и вообще начинаешь чувствовать себя. В конце концов ты остаешься с собой наедине. В наше время достичь этого очень трудно — вокруг тебя все время кто-то есть. Под водой остаешься только ты и водная стихия. Это две минуты, которые ты можешь посвятить только себе, своим мыслям и телу. Учась нырять глубоко, ты начинаешь освобождаться от многого лишнего, потому что это тебе мешает покорять глубину", — поясняет Беата, добавляя, что чем больше работаешь со своими эмоциями и разумом, тем глубже можешь нырять.

"Но главное правило фридайвинга — никогда не ныряй в одиночку", — подчеркивает Беата. Ныряя, нужно научиться полагаться не только на себя, но и на партнера. И именно доверие — одна из главных ценностей фридайвинга.

Следить за успехами Беаты можно также в соцсетях — "Instagram" и "Facebook".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!