В рамках кинофорума "Арсенал" в Риге гостит культовый режиссер Кира Муратова ("Короткие встречи", "Долгие проводы", "Влюбленный миллиционер", "Увлеченья", "Три истории", "Настройщик", и.т.п) со своим мужем и творческим соратником (художник-постановщик и сценарист) Евгением Голубенко. Они прилетели всего на несколько дней из Одессы и дали пресс-конференцию.

В свои 70 с небольшим Муратова продолжает снимать свое кино. Она художник, очень верный себе. На пресс-конференции говорила охотно и просто, несмотря на то, что на те самые вопросы ей приходилось отвечать уже несметное число раз.

Фотоальбом на DELFI Foto

О конкурсах

 - Я не люблю всевозможные конкурсы. В конкурсах самые умные люди вдруг становятся идиотами. Это знаете как в детстве, когда за дверью елка и хочется на все плюнуть, и уйти, но подарки манят...И люди втягиваются в эту дурацкую игру и начинают переживать. И ты тоже переживаешь, и даже топаешь ножкой. Дуреют от этого люди. Я помню как страшно переживал Сокуров, а о Михалкове даже и не говорю, он просто истерики устраивал..Потом какие-то торги начинаются: а давай я тебе это, а ты мне вот то. И ведь солидные люди этим занимаются. Все это очень по-детски и смешно выглядит.

Об актерах и неактерах

 - У меня такой научный интерес - понять сколько в неактере актера. Еще люблю найти в актере нечто человеческое, искреннее. Актеры они же уже играют все, он же и Офелию и Гамлета сам с собой может сыграть, и будет хорошо...Конечно, когда сталкивается актер и неактер, у актера такое столкновение вызывает раздражение, многие не могут скрывать гнев.. Демидова раздражалась, Маковецкий... Спрашивают, зачем вы с ними столько возитесь? Но в итоге что-то получается, высекается некая искра из этого столкновения.

 О людях, животных и желании снимать

 - Мне кажется, я с годами становлюсь пессимистичней. Я смотрю программу о животных, а потом о людях. И это все так одинаково, и от того так печально, пессимистично, мерзко и неприглядно. Но я занимаюсь искусстовом и люблю свое занятие. Я не могу не снимать. И испытываю желание не приукоасить, нет, но заинтересовать. Подать так, чтобы было интересно. Из двух сумасшедших я выберу самого интересного. Вот, к примеру, человек, который снимался в «Астеническом синдроме» был интересен тем, что любил свою манию. Он долго нам о ней рассказывал, о змее в своем желудке, и этим был интересен, он был высокохудожествен.

 Об «Арсенале» и фестивалях

 - Мы  были  на «Арсенале» в 1991 году, очень давно. Когда он еще был в Юрмале. Тогда он был самым интеллектуальным кинофорумом, не знаю как сейчас. На «Арсенале» была очень хорошо оснащен в плане фильмов. Тогда же ведь ничего не было, все было еще на дисках, а на Украине так и вообще нельзя было что-то интересное достать, а хдесь была все очень достойное. Раскапывали что-то такое, что хотелось смотреть и смотреть. А вообще я немного разочаровалась в фестивалях, когда поняла, что все это все равно очень близко к прокату все равно зависит от зрителя, от того, сколько продано билетов, от денег...

 О кино и театре

 - Я никогда не хотела работать в театре. Это уходящая натура. Ты что-то сделал, создал, а оно тут же разрушилось. А мне хочется сразу же это запечатлеть на пленке. И потом, в театре слишком много людей. Эти актеры, актрисы, это мельтешение постоянное... Это же просто надоедает.

 О Высоцком и фильме «Короткие встречи»

 - Высоцкий был большой профессионал и с ним было очень легко работать. Что тут скажешь? Профессиональный актер Театра на Таганке. Правда у него было одно свойство - как он сделал один раз, так делал и дальше, переделываниям не поддавался. А на роль в фильме «Короткие встречи» пробовался он и Любшин. Он был совсем другим - кротким, нежным, тонким, мягким. А Высоцкий - жестким и мужественным, именно так он видел роль. И утвержден уже был Любшин. Но он в тот момент был занят в сериале «Щит и меч» и там и там сниматься не мог, да и мне бы в то время просто не дали этого делать. А Высоцкий просто хотел играть в этом фильме и он легко согласился. Человек он был пьющий, но мне тогда просто повезло, на тот момент он был излечен, ему нельзя было пить и он не пил совсем. И был на редкость дисциплинирован...

 О черно-белом кино и своей мечте

 - Да, мне нравится черно-белое кино, в нем больше условности. А еще я люблю пантомиму. Это близко к немому кино. Нет, мне нравятся слова, я люблю слова и у меня в картинах их много.. Но я хотела бы снять вообще без слов. У меня есть мечта - снять немое кино. Но не получается. Я люблю съемки, монтаж, весь процесс, кроме озвучания. Озвучание не люблю и не хочу этим заниматься, а приходится.. Нужно же доделать картину, и сделать это хорошо.

 О Герасимове и педагогике

 - Быть ли педагогом для актера, взращивать ли их или брать уже готовыми, сформированными - это индивидуально для каждого режиссера. Герасимов был гениальным педагогом. Он мой любимый учитель (К. Г. Муратова училась во ВГИКЕ в мастерской С.А.Герасимова) и вот он любил из маленького росточка взращивать пальму.. Он был педагог от Бога. Он действительно во ВГИКе с нами нянчился, но он такой один в своем роде, вообще нетипичен. И он любил в себе это качество - быть педагогом. Я его ученица и всегда буду высоко держать его знамя. Он умел из человека выдавить что-то такое, уникальное.. Я так как он не умею. На каком-то этапе мы носимся с человеком, нянчимся, говорим какой он гениальный, как он все может, можно сказать смотрим ему в рот. Потом запечатлеваем то, что нужно на пленку, и все, «до свидания». Бывает так, что актер больше не нужен, а бывает что просто роли для него нет. А бывает, человек просто для теюя закончился, исчерпался. Это такая очень жесткая режиссерская профессия. Многие после этого чувствуют себя огорошенными: как это? Я больше не нужен? Им порой кажется, что вот мы нашли друг друга и будем теперь всегда вместе, но так далеко не всегда бывает.

 О новом фильме и фильме «Кукла», который покажут в рамках «Арсенала»

 - «Кукла» - очень легкий, короткометражный фильм, мы его сняли всего за три дня, безо всяких трудностей, и он получился таким легким и приятным. Увидите. (Сеанс в 16.30 14 и 21 сентября в кинотеатре "Рига") А последний фильм который мы сняли - «Мелодия для шарманки». Он еще совсем свежий, мне даже хочется его еще порезать, сократить. После фильма «Два в одном», в котором извраты, некая эротическая составляющая захотелось чего-то совсем простого. Это как у Толстого: зачем говорить о сложном, когда столько не сказано о простых вещах? Это совсем простая история о вещах которые важны для каждого, вот как кусок хлеба. Голод, холод, дети... Захотелось снять такое серьезное, скучное кино о простом, но существенном.

 

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!