Foto: DELFI
Редактор Высшей Лиги КВН с 17-летним стажем Андрей Чивурин сошел с проторенной российской колеи и создал новое юмористическое движение – украинскую "Лигу смеха", куда влилось большинство кавээнщиков страны У. О том, как произошел "развод" с Масляковым, почему Порошенко критикуют жестче Путина, на каком языке развивается украинский юмор и как себя чувствует Украина, Чивурин рассказал порталу Delfi накануне юрмальского фестиваля юмора и музыки "Made in Ukraina".

Фестиваль Made in Ukraina пройдет с 21 по 24 июля в юрмальском концертном зале "Дзинтари". Над его созданием работает более 300 человек, а для оборудования сцены будет использовано более 100 тонн света, звука, декораций. В проекте примут участие актер и продюсер Владимир Зеленский, представители украинской Лиги смеха, победительницы Евровидения-2016 Джамала и Евровидения-2004 Руслана, дуэт Потап и Настя, Тина Кароль, группы "ВВ", "Мачете", "Время и Стекло", "Дзидзьо" и многие другие.

Сегодня уже ни одна украинская команда не смотрит в сторону России. И это обусловлено именно политической ситуацией, которую мы имеем.
Андрей Чивурин
В рамках фестиваля в Юрмале состоится концерт "Вечерний Квартал. Бенефис" с любимыми скетчами и новыми юмористическими миниатюрами. Обещают также много вкусной еды и напитков с Украины: на улице Йомас все три дня будет проходить украинская этно-ярмарка.
Foto: RIA Novosti/Scanpix
На фото: бессменный лидер студии "Квартал 95" Владимир Зеленский - лицо фестиваля Made in Ukraina.

Один из вечеров фестиваля будет посвящен альтернативному КВН украинскому движению "Лига смеха", которое и представит его организатор, бывший редактор КВН Андрей Чивурин – бывший самолетостроитель, капитан команды КВН Харьковского авиационного института, член сборной СНГ (1994), символической сборной Мира (1995), капитан сборной СНГ (1996), многолетний редактор Высшей Лиги КВН и Высшей Украинской Лиги КВН (в "АМИК"), сценарист, соавтор книги "Что такое КВН".

В Юрмале Андрей Чивурин чувствует себя практически своим - в качестве редактора "Голосящего Кивина" он приезжал сюда с 1996 года по 2013-й и проводил у Балтийского моря десять летних дней. В 2014 году Андрей побывал на "Кивине" последний раз - в качестве зрителя.

- На тот момент я уже не работал в творческом объединении "АМИК" (Александр Масляков И Компания – прим. Ред.), а путешествовал на мотоцикле по Прибалтике, в Юрмалу заехал по пути. Когда Александр Васильевич узнал, что я тут, то сразу позвал, а я с удовольствием заехал. Как оказалось – это был мой последний КВН в Юрмале.

С Масляковым мы не общаемся с момента рождения Лиги смеха

Foto: RIA Novosti/Scanpix
- Почему вы расстались с Масляковым?

- На тот момент в моем уходе не было ничего идеологического. Просто трое из команды "АМИК" - два редактора и гендиректор (белорус Леня Купридо и украинцы - я и Наум Баруля) еще в 2011 году, когда отмечалось 50 лет КВН и 70 лет Александру Васильевичу, заранее объявили о намерении уйти. На тот момент я проработал редактором 17 лет, и наступил момент, когда захотелось двигаться дальше и делать что-то новое. Сыграло роль и то, что я все это время жил в Киеве – с годами стало тяжело мотаться туда-сюда, к тому же я начал пописывать сценарии для кино и сериалов, в общем, возникли новые планы на жизнь.

Год мы передавали свои знания и опыт новым редакторам, а потом еще какое-то время ездили их курировать на фестивали в Сочи и Юрмалу. Все было тихо-мирно, як то кажуть, полюбовно. Ничто не предвещало резких поворотов в отношениях. Сказали бы мне тогда, что произойдет – ни за что бы не поверил, что такое возможно в 21-м веке.

- Вы продолжали общаться с Масляковым?

- После ухода – да, у нас сохранились вполне теплые отношения – он был друг, шеф и бог. Когда в 2014 году я заехал к нему в Юрмалу в Киеве уже стоял Майдан – мы эту тему обходили стороной. Хотя прошлый Майдан-2004 обсуждали довольно бурно. Я тогда уже активно отстаивал необходимость перемен в нашей стране. Но совершенно точно, на тот момент политические взгляды в КВН не играли никакой роли.

- Тогда в 2014 году украинские команды еще приезжали в Юрмалу?

- Да, сюда приезжали "Одесские мансы" и "Днепр" - это было последнее выступление украинских команд в большом КВН…

- Что стало последней каплей?

- Сразу предупреждаю, я буду применять риторику, которая противоречит риторике российских СМИ и называть вещи теми именами, какими их называют у нас. Война в Украине началась уже после Юрмалы, но на тот момент уже случилась аннексия Крыма и обострение ситуации на востоке, поэтому украинские команды чувствовали себя в КВН слегка дискомфортно. Были шутки на тему конфликта со стороны российских команд – одну из них команда "Днепр" попросила снять, в противном случае обещала не выйти на сцену. Александр Васильевич проявил мудрость и решил быть политкорректными – шутка не прозвучала.

- Сегодня у вас какие отношения с Масляковым?

- Буду честен – пока мы не общаемся. С момента рождения Лиги смеха. До того был его день рождения, я поздравил, а после Лиги – тишина. И это понятно, ведь это не просто человеческие отношения - тут начали влиять и отношения между нашими странами. Закадычные друзья могут замолчать, если их страны вступили в войну, и каждый из них считает, что права его страна.

- Как случилось, что украинский юмор окончательно отмежевался от КВН?

- Изменение отношений между странами привело к другому отношению к российским телевизионным продуктам. Мне, например, было ясно, что украинские кавээнщики в Сочи больше играть не будут, притом что раньше туда приезжали десятки и сотни наших команд. Но зимой 2015 года на российский курорт добралась лишь одна команда из Харькова (победители региональной Лиги) и одна из оккупированной Макеевки. И этим процессом никто специально не управлял, не призывал ехать или не ехать – все решали сами кавээнщики.

Из-за военных действий на востоке стало ясно, что мы принципиально не можем использовать российский бренд, пусть даже он международный. Наши телеканалы предложили менять формат и дистанцироваться от трех букв. Мы объявили, что в Одессе пройдет фестиваль "Лиги смеха", который специально назначили на сроки после Сочи, чтобы у команд было время для принятия решения и возможность, в случае чего, посетить оба мероприятия. Кстати, харьковская команда "Любимый город" так и сделала – она успешно выступила в Сочи, а потом не менее успешно вошла в украинский сезон, где играет второй год.

Сегодня уже ни одна украинская команда не смотрит в ту сторону. И это обусловлено именно политической ситуацией, которую мы имеем.

- В ЛНР и ДНР играют в КВН?

- Да, насколько я знаю. По информации сайта "АМИК", в этом году в Сочи были команды и оттуда, и из Крыма.

- А у вас?

- У нас в первом сезоне один стендапер (от слова stand up, - прим. ред.) заявился от Феодосии – он под этим флагом провел сезон в Слобожанской (харьковской) Лиге смеха. К нам также собиралась крымско-татарская команда, но не доехали – наверное, все же задумались о возможных последствиях и не стали рисковать. Мы никого не уговариваем, тем более, что последствия действительно могут быть.

В этом году на "Лиге смеха" у нас уже были команды из Молдавии, США, Польши, собирались грузины и казахи – не доехали. Я и их понимаю, все же КВН – бренд, проверенный временем, а мы новорожденная структура.

- А латвийские команды были у вас?

- Пока нет. Зато была команда из России – замечательные ребята из Челябинска. Конечно, если бы мы ставили во главу угла политику, то должны были бы их брать в сезон и всюду кричать, что россияне – за нас. Но нам показалось, что их смелость не совсем стыкуется с российскими реалиями, посоветовали им не торопиться, подумать, как им за это может "прилететь" на родине. В эфире мы показали лишь небольшой фрагмент с ними.

- В России они играют в КВН?

- Не знаю. Раньше точно играли. Как я понял из общения с ними, у них сложилось отличное от публичного российского видение того, что происходит между нашими странами, и они хотели своими глазами увидеть, как происходит наша "Лига смеха" и чем живет Одесса. Судя по всему, их ничего не напугало и не насторожило – после мероприятия они подошли к нам в отличном настроении и сообщили, что намерены приехать в следующем году.

- Неужели никто из АМИК не попытался заявить свои права?

- Только Масляков-младший один раз позвонил, поинтересовался, что у нас происходит и почему мы устроили какую-то Лигу, не предупредив их. (В прошлом году Масляков-младший заявил, что к Лиге смеха относится плохо, и считает, что она не согласуется с моральными обязательствами кавээнщиков перед бывшими российскими друзьями и партнерами, - прим. ред.)

- А вы считаете, что вы не должны были предупредить?

- Уж Александру Александровичу я точно ничего не должен. Если кому и мог сказать, то Александру Васильевичу. Но на тот момент нерв от происходящего в стране был настолько оголен, что мы понимали: надо действовать быстро. Не сделаем сейчас, через пару лет люди вообще забудут, что был такой КВН – молодежь быстро влюбляется и быстро бросает. Движение нельзя было останавливать.

На разговор с Масляковым я не выходил, потому что заранее предполагал ответ – отрицательный. Он бы сказал, что мы не имеем права и что не надо ничего делать... Чтобы не получить этот отказ, мы и не спрашивали разрешения. У украинцев же не спрашивали разрешения, когда определяли судьбу востока нашей страны и Крыма. Повторю то, что говорил не раз: не было бы проблем Россия-Украина, "Лига смеха" вряд ли бы родилась.

С юридической точки зрения, мы не нарушили ничьих авторских прав – наше движение называется не КВН, а "Лига смеха". Наша схема сезона и философия игры значительно отличаются от КВН. Мы изменили многое.

'Ватники' ходят на 'Лигу смеха' и хохочут в один голос с 'укропами'

Foto: Publicitātes foto
- Что из себя представляет формула "Лиги смеха"?

- У нас нет понятия команда КВН – заявиться может любой коллектив от нуля человек до бесконечности. Уже в первом сезоне мы получили команду из двух человек, а во втором – команду "Прозрачный гонщик" из Одессы, которая вообще без людей на сцене, а работает только закадровый голос. Никто не верил, что такое возможно, но это очень смешно и сопротивляться такому юмору было бесполезно, он всепроникающий.

У нас есть система тренеров (бывшие кавээнщики, звезды эстрады, телеведущие и т.д.) – каждый берет в начале сезона по две команды, работает с ними и выходят с ними на сцену. У нас нет жюри в понимании КВН – жюрят тренеры, которые не могут только голосовать за свои команды. Это очень мощный драматический момент, когда тренер видит, как его команду оценивают коллеги по жюри. Зрители уже ждут разборок "почему моих засудили", "кровавой мести", и т.д.

Есть у нас импровизационные конкурсы, которых никогда не было в КВН, основанные на сиюминутном попадании в какую-то ситуацию: наклонная комната, подвесной конкурс, музыкальный баттл с живыми звездами эстрады… У нас не бывает ничьих – играем в баттлы, пока не выявим победителя.

- Раньше они назывались кавээнщиками, а теперь?

- Лигасмешниками. Конечно, когда мы общаемся между собой, иногда из подсознания, по Фрейду, выскакивает слово "кавээнщик" - никто этого не стесняется, потому что все мы вышли из КВН. У нас нет никакого антагонизма, мы просто постарались придумать свое. Возможно, когда-то настанет время, и команда "Лиги смеха" сыграет с командой КВН. Возможно, когда-то лигасмешники снова станут кавээнщиками – все может быть. В нашем доме открыты все двери и окна.

- В каких-то украинских городах в КВН по старой формуле еще играют?

- Думаю, да. Некоторые украинские лиги нетелевизионного формата существуют до сих пор и играют в КВН. И лигасмешники тоже могут там играть. Повторю: у нас нет запретов. Но для телевизионных эфиров КВН сейчас не время, к сожалению.

- Столица Лиги смеха Одесса раскололась в свете политических событий?

- Думаю, в любом городе Украины, как и в любом городе Прибалтики, есть люди, которые придерживаются противоположных точек зрения. Наверняка это есть и в Одессе, но мы на бытовом уровне с враждой не сталкивались. Никто слова плохого в наш адрес не сказал. По моим наблюдениям, Одесса – позитивный украинский город, другое дело, что там значительная часть населения ностальгирует по "прошлым временам". У нас фестиваль был кочующим – Одесса, Днепропетровск, Киев, а финал должен был быть во Львове, но как раз самая патриотичная западная Украина нас немного подвела – не нашли зала для съемок. И опять мы не видим в этом никакого подвоха - технический момент, к которому мы отнеслись спокойно.

- Слышала, даже коллектив "Маски-шоу" разделились по политическим пристрастиям…

- Это все нормально. Если говорить бытовым языком, то да, есть у нас "укропы" и "ватники". "Укроп" – это "УКРаинский Патриот", уничижительное название со стороны России, а для нас – комплиментарное. А "ватник" – человек, который хочет назад в СССР или убежден, что никакой революции устраивать не надо было. Увы, есть и расставшиеся друзья, и развалившиеся семьи, и неразговаривающие родственники. Кто из них прав - рассудит время. Кстати, условные "ватники" прекрасно ходят на Лигу смеха и хохочут в один голос с условными "укропами".

В жизни, как в КВН, есть все. Уверен, что и в Латвии есть немало недовольных людей. Вопрос в том, как в итоге внешне и внутренне чувствует себя и выглядит страна. Я смотрю на Ригу и вижу европейскую республику. Мне тут нравится. И я не понимаю, когда русский таксист в Риге начинает рассказывать, как тут все плохо и как хорошо было в СССР. Казалось бы, тогда езжай туда, где тебе больше нравится, есть немало городов, в которых СССР существует до сих пор, – зачем мучаться?! Если ты живешь тут, то прими местные правила и не нарушай. Но это я так думаю, а кто-то считает, что свои права надо качать везде, возможно, и он по-своему прав.

В КВН шутки в адрес Путина носят комплиментарный характер, Порошенко - объект жесткой сатиры

Foto: Reuters/Scanpix
- Что у вас в Лиге смеха с цензурой, по сравнению с КВН?

- На мой взгляд, последние годы шутки в адрес президента России Владимира Владимировича Путина носят исключительно комплиментарный характер - язвительных вы не найдете. Я не говорю, что при мне все было разрешено, но перца было больше. Но, как любит говорить Масляков, "как живем, так и шутим". Значит, так Россия сегодня живет. Устраивает ее президент – вот и шутки комплиментарные.

Возможно, если бы в Украине был президент, который устраивал бы всех, то и мы бы его не так сильно подкалывали и больше хвалили, но у нас ситуация другая, потому Порошенко и другие деятели – объекты довольно жестких шуток, сатиры и иронии. Чем острее шутка – тем лучше. Шутим и по поводу надуманной украинизации, и в адрес отдельных персон… Цензура у нас только этического характера – мы против ненормативной лексики и не трогаем темы, связанные с человеческими трагедиями. Например, про войну не шутим - наоборот, хотим, чтобы наш юмор помогал там нашим ребятам.

- Про Савченко шутили?

- Пока она была в тюрьме и страдала – нет. Это было бы неэтично. А после возвращения Надежды, когда все ее увидели в роли политика, не исключаю, что ей придется испытать на себе эффект юмористического обстрела. Надеюсь, что это будет корректно – все же она пережила серьезный стресс.

- Языковая проблема в Лиге смеха существует?

- Она снаружи обозначена гораздо острее, чем есть на Украине. Достаточно один раз съездить в город Львов и успокоиться. Это надуманная политическая проблема. Все страны, которые входили в Советский союз, были обречены на единый язык общения – русский. Когда страны начали расходиться в разные стороны, естественно, возник вопрос материнского языка. В Украине он, конечно, украинский, но насильно заставлять людей забыть русский и начать говорить по-украински – это глупость и бред. Увы, наши политики этим умело пользуются, как только им надо выиграть очередные выборы - сразу начинается раскачка национальной темы.

В нашей "Лиге смеха" команды могут выступать на каком хотят языке. Среди двух с половиной сотен команд подавляющее большинство – русскоязычные. Мы вообще не ведем никакую языковую политику. Наш главный принцип – смешно или не смешно. В первом сезоне из 12 команд три были украиноязычные. В новом сезоне есть даже одна суржикоязычная команда "Отдыхаем вместе" из города Хмельницкий. Всем все понятно и смешно.

Временами украинские националисты упрекают нас, что телепередача должна быть только на украинском, иначе, "який це украиньский продукт". Но я с ними несогласен, хоть тоже считаю себя националистом, потому что люблю Украину.

Хочу, чтобы Украина успешно завершила свой маршрут

Foto: Reuters/Scanpix
- Недавно общалась с Мишей Ефремовым, который успешно гастролирует и по России, и по Украине, вплоть до Львова – он с сожалением отметил, что "юмор с обеих сторон куда-то теряется. И это одна из самых больших потерь, связанная с тем, что в политике на первый план выходят эмоции…". Наглядным примером он назвал историю своего кума Ивана Охлобыстина и предложил латвийским и украинским культурологам исследовать его, как культурное явление. "Тогда станет очевидно, что он художественный фашист, а проще говоря, трындежник, который прорабатывает тему до гротеска и показывает, куда все может зайти…"

- Я с глубочайшим уважением отношусь к Мише Ефремову, которого знаю по жюри КВН – мы тогда не раз общались. Согласен с его расшифровкой того же Охлобыстина. Но, повторюсь, уровень юмора отражает реалии жизни. Украинцы очень болезненно воспринимают происходящее, что не дает возможности перевести все в шутку. Уже произошло так много плохого, что шуткой ситуацию не выровнять. Еще на бытовом уровне, между людьми, которые ничего друг другу не сделали, эта схема может работать, но между двумя странами - нет.

- У вас есть еще один проект под названием "Страна У". Какая она, страна У, в смысле, Украина? Какой вклад в ее развитие вы можете внести?

- Я хочу там жить и не мучить себя мыслями о смене родины. При тех возможностях, которые у меня были, я давно мог бы ее поменять, но не было никакого желания. Сегодня моя страна У пребывает в очень нехорошем и неспокойном состоянии. Туда ли она идет, куда хотела, покажет время, но хотелось бы, чтобы она успешно завершила свой маршрут.

- Европейский?

- Да. Лично я – за Европу.

- А ведь в Европе нет никаких массовых смешных движений, наподобие КВН…

- Вот возьмите нас в Евросоюз – и будет вам смешно!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!