Фото: Shutterstock
Янис перед ремонтом распродает на Фейсбуке свою мебель, Алиса на популярном портале – свой гардероб, а Александр на другом популярном портале – торгует купленными на AliExpress вещами. Вопрос: как скоро к ним придет Служба госдоходов и что им при этом будет? Попробуем решить эту задачу!

"Пару лет назад решила распродать гардероб. Процесс этот с перерывами продолжается до сих пор. В какие-то месяцы у меня выходило в районе 300 евро. За все это время наторговала примерно на 3 000 евро. Я никогда не изучала этот вопрос, но не многовато ли это для безналоговой торговли?", – спрашивает Алиса, завсегдатай одного из популярных в Латвии порталов, с помощью которого жители избавляются от ставших ненужными вещей с выгодой для себя.

Кто-то распродает мебель перед ремонтом, кто-то – в связи с переездом в новую квартиру, избавляются от ненужной одежды, фарфоровых статуэток, посуды, техники. Иногда это вещи, приобретенные лично, иногда – доставшиеся от кого-то (например, от умершего родственника).

При этом, если накопленного и выставленного на продажу имущества много, скорее всего объявлений о продаже и, соответственно, сделок купли-продажи тоже будет немало: одному покупателю нужны стулья, но не нужен стол, другому наоборот – подавай стол, а стульев не надо. И если вспомнить, что закон о подоходном налоге с населения среди признаков хозяйственной деятельности физических лиц выделяет регулярность и систематичность (три и более сделок за год или пять в течение трех лет), сомнения Алисы выглядят обоснованно.

Или нет?

Что говорит закон?

"Если человек продает вещи, приобретенные для личных нужд (например, одежду, мебель, другое движимое имущество) никаких налоговых обязательств возникнуть не должно. Потому что в законе о подоходном налоге с населения специально оговорено, что в таких случаях налог платить не надо", – говорит налоговый консультант адвокатского бюро Ellex Klavins Эдуард Дзинтарс.

Правда, как продолжает Дзинтарс, есть нюанс: от налога не освобождается продажа металлолома, а также вещи, изготовленные человеком для продажи. То есть если вы купили стол в магазине, а через год продали, никаких обязательств перед государством у вас нет, но если вы этот стол сделали самостоятельно или купили в том же магазине, но не для личного пользования, а для перепродажи, эти обязательства возникнут.

А если сделок действительно много? Скажем, человек годами собирал библиотеку или диски для Playstation, а теперь распродает эту свою коллекцию небольшими частями – в этом случае объявлений и, соответственно случаев продажи может быть сотни. Может ли необычное количество сделок привлечь внимание налоговой службы?

"Действительно, СГД может поинтересоваться, почему так много сделок и не надо ли зарегистрировать хозяйственную деятельность. Но пока нет признаков, что тот же стол куплен неделю назад, продан, куплен новый и снова продан, и по логике понятно, что все эти вещи человек действительно может использовать, проблем быть не должно", – уверен Дзинтарс.

Также, отмечает специалист, если не облагаемый налогом доход (а доход от продажи вашей мебели как раз таким и является) за год превысил 10 000 евро, его необходимо задекларировать.

Как пояснили Delfi в Службе госдоходов (VID), это нужно в том числе для того, чтобы избежать вопросов в будущем, если вырученная сумма потом используется для какой-то крупной покупки. "Скажем, если кто-то продал автомобиль, а на следующий год добавил немного сверху и купил другой. Если его зарплата вроде бы слишком низка для такой покупки, VID смотрит в декларацию, видит доход от той продажи – все, вопросов нет", – объясняет представитель ведомства Эвита Тейце-Мамая.

А если продается личное имущество, но не самого продавца, а родственника или друга? Допустим, тетя, узнав, что племянник при переезде успешно продал свои диски для игровой приставки, просит сделать то же самое с ее коллекцией книг или надоевшей мебелью, поскольку сама она не мастер интернет-продаж. Не рискует ли в этом случае молодой человек?

В общем случае нет, не рискует, считает налоговый консультант Ellex Klavins, поскольку имущество, опять же, принадлежит самому продавцу (то есть тете), а посредник (племянник) лишь безвозмездно помогает. Хотя вопросы возникнуть все-таки могут, если по итогам всех этих мероприятий со счета торговавшего лица на счет непосредственного владельца имущества, который не является близким родственником торговца, уйдет крупная сумма.

"Если вопросы возникают, следует открыто объяснить ситуацию. Хотя надо учесть, что у СГД есть все права оспорить утверждения", – предупредил он.

Молчание – золото

Что делать, если я продаю личное имущество, а у Службы госдоходов все-таки возникли вопросы?

Короткий ответ – объясниться. Худшее, что может сделать человек, получив письмо с вопросами от СГД, – это его проигнорировать. Потому молчание – золото. Как сообщили в налоговой службе, максимальный штраф за отказ предоставить информацию составляет 700 евро.

По словам Дзинтарса, диалог с СГД, скорее всего, начнется с письма в Электронной системе декларирования (EDS). Хотя вы можете получить и обычное бумажное письмо. В этой ситуации лучше всего сначала позвонить ответственному инспектору, обсудить ситуацию, чтобы понять, как она выглядит с точки зрения этого работника и что именно его интересует. Потому что бывает так, что на бумаге что-то написано, но в разговоре могут выясниться детали, которые позволят более точно понять, почему у СГД возникли вопросы. И тогда, получив дополнительную информацию, можно написать письмо в ответ. В нормальной ситуации этим все и должно закончиться.

Фотография на память

И в Ellex Klavins, и в самой Службе госдоходов отмечают, что в случае возникновения таких вопросов к продавцу личного имущества идеальным ответом является чек о покупке этого самого имущества. Или любой другой документ (квитанция, распечатка платежного поручения из интернет-банка), который доказывал бы, что когда-то гражданин приобрел эту выставленную на продажу вещь.

Впрочем, VID признает, что люди не хранят всю жизнь чеки на каждую покупку. Кроме того, некоторые вещи достаются даром или их покупают с рук (например, на блошином рынке или ярмарке). Поэтому отсутствие платежного документа не является фатальным. Доказательством того, что выставленный на продажу шкаф – ваш, может служить даже обычный снимок (поэтому, выставляя двадцать объявлений о продаже мебели или книг, есть смысл на всякий случай сфотографировать предметы в интерьере).

Но и без фотографий с налоговой можно объясниться – главное, чтобы объяснение подчинялось какой-то понятной логике. Например, нормально, если проживающий в двухкомнатной квартире человек продает свои восемь стульев по одному. Но если стульев восемьдесят, это вызывает вопросы.

"Если представленная в объяснении информация недостоверна и нет возможности получить дополнительные документальные доказательства о происхождении имущества, лица приглашаются оценить необходимость регистрации хозяйственной деятельности и декларировать полученные доходы", – гласит официальный ответ Службы госдоходов.

Кроме того, СГД может обратить внимание на то, соответствует ли стоимость выставленного на продажу имущества официальным доходам продавца. Если человек, последние десять лет официально получавший 500 евро в месяц, вдруг выставляет коллекцию автомобилей, у налоговой могут возникнуть вопросы.

Также есть вероятность, что СГД заинтересуется продавцом, если тот в течение года продаст вещей более чем на 14 тысяч евро. Эта сумма является порогом, за которым в общем случае физические лица должны зарегистрировать хозяйственную деятельность. "В любом случае СГД будет оценивать экономическую суть сделки", – подчеркнули в отделе коммуникации.

И все же ситуация, когда к продавцу личного имущества без предупреждения, без лишних разговоров и шанса объясниться применяют какие-то санкции, невозможна в принципе. "Сначала обязательно пришлют письмо: мы по таким-то причинам видим, что вы, возможно, ведете хозяйственную деятельность. Если это так, будьте любезны, зарегистрируйтесь. Если вдруг мы ошибаемся, свяжитесь с нами – напишите, позвоните – и объясните ситуацию. Скажем, папа-мама всю жизнь собирали библиотеку, а вам она не нужна, и потому вы ее продаете. В любом случае Служба госдоходов всегда сначала пишет письмо, и тогда человек или понимает, что да, пора регистрироваться, или же он объясняет, почему это не является хозяйственной деятельностью", – сказала Э. Тейце-Мамая.

В СГД также сообщают: штраф за незарегистрированную хозяйственную деятельность для физических лиц составляет от 10 до 70 штрафных единиц (то есть от 50 до 350 евро). Если попавший на радар продолжает делать то, что делал, по прежнему не регистрируясь, к расходам добавится еще и налоговый начет.

И еще: в Службе госдоходов заверили, что ведут наблюдение за активностью граждан и компаний не только на латвийских порталах, но и на разных популярных зарубежных площадках, включая Facebook.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !