Foto: DELFI

Одна из главных интриг прошлых выборов в Сейм — сможет ли выжить "Новое Единство" как таковое. Премьерская партия, которую традиционно поддерживают чиновники и номенклатура, балансировала на грани 5%-го барьера. "Новое Единство" стало самой малочисленной фракцией в 13-м Сейме, но сумело получить посты премьера, глав МИДа и Минфина, а также продержаться у власти все четыре года, на которое пришлись пандемия Covid-19 и война в Украине. К нынешним выборам "Новое Единство" подходит в статусе фаворита — рейтинги популярности прочат политической силе первое место.

Истоки "Нового Единства" нужно искать в начале 2000-х, когда Латвия была на пороге вступления в НАТО и ЕС. В 2002 году победителем парламентских выборов стала партия с говорящим названием "Новое время", которую возглавлял экс-президент Банка Латвии Эйнарс Репше.

"Новое время" олицетворяло собой новый политический мейнстрим. Интеграция Латвии в глобальный мир — в ЕС и НАТО — требовало иных подходов, иной риторики. Если до начала нулевых экономическим фундаментом политической жизни страны был переход от социализма к капитализму, приватизация и фактически распределение некогда общегосударственной собственности, то вступление в ЕС и НАТО обозначило новый этап. Проявился базовый конфликт между глобализмом и местным капиталом ("олигархами"), сформировавшимся в эпоху дикого капитализма 90-х.

"Новое время" вывело на политическую арену и героев нового типа: ими стали те, кто обеспечивал контакты с центрами принятия глобальных решений — Брюсселем и Вашингтоном. Несомненно, самых больших высот добился экс-министр финансов, трижды бывший премьер Латвии, экс-европарламентарий, а сейчас вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис. Он занимает самый высокий пост в Брюсселе, который когда-либо получал выходец из Латвии.

"Новое время", а также созданные на его базе "Единство" и "Новое Единство" проводили политическую повестку НАТО и ЕС, но внутри страны заигрывало с национал-консервативным электоратом. Во внутренней политической повестке "Новое Единство" выглядит либеральнее, чем Национальное объединение. Но в обойме политиков "Нового Единства" всегда были те, кто "отвечал" за консолидацию голосов граждан, уделяющих большое внимание национальному вопросу: достаточно вспомнить "отца" реформы школ нацменьшинств, экс-министра образования Карлиса Шадурскиса.

За двадцать лет политическая сила была представлена во всех парламентах и в большинстве правительств, переживала расколы и вновь воссоединялась. Старых героев сменили новые — ушли с политической арены эксцентричные экс-премьер Эйнар Репше и яркая спикер Сейма Солвита Аболтиня, новыми фронтменами стали представитель американской диаспоры латышей, премьер Кришьянис Кариньш и глава МИД, первый открытый гей в политическом истеблишменте страны Эдгар Ринкевич.

Заняв на выборах в 13-й Сейм последнее место, "Новое Единство" за четыре года сумело подтвердить свой статус главной правящей партии страны. Во многом это связано с тем, что в современных условиях у власти проще удержаться тем, кто на прямой связи с союзниками из Брюсселя и Вашингтона. Кроме того, "Новое единство" опирается на одну из самых влиятельных социальных страт государства — чиновничество.

Игра на противоречиях

Кабинет министров Кришьяниса Кариньша на стыке 2018-2019 годов рождался в муках. Выборы прошли в октябре 2018 года, но собрать правительство из представителей пяти партий ("Новое Единство", Новая Консервативная партия, Attīstībai/Par!, Нацобъединение и KPV.LV) удалось лишь к февралю 2019-го. Секрет успеха "Нового Единства" в том, что оно стало модератором конфликтов между остальными коалиционными силами. Кариньш сохраняет пост премьера все четыре года, играя на противоречиях партий, уступая то одним, то другим министрам и обеспечивая баланс сил.

Распад в прошлом году KPV.LV ничего не изменил с точки зрения стабильности Кабинета министров — просто наладилось тесное сотрудничество с независимыми депутатами. Теперь в списках "Нового Единства" есть депутаты, избранные в 13-й Сейм от KPV.LV.

Пандемия и демократия

Немалую часть своего срока правительство Кришьяниса Кариньша работало в условиях чрезвычайной ситуации, которая с юридической точки зрения устанавливала диктат исполнительной власти и ослабляла законодательную. Сейм лишь подтверждал в режиме конвейера решения Кабмина, разрешая вводить жесткие ограничения на собрания или внедряя механизмы, вынуждающие жителей вакцинироваться ради сохранения работы.

Один из результатов этого периода — ослабление оппозиции. Несмотря на то, что в 14-й Сейм баллотируется множество оппозиционных партий, сильная политическая сила с высоким рейтингом, претендующая на латышский электорат ("Согласие" обнесено "красными линиями" вечной оппозиции), так и не сформировалась. В период пандемии оппозиционность определялась маргинальным "антиваксерством", а сильная единая оппозиция военного периода не сформировалась.

"Соломоновы решения": между националами и либералами

В сфере межэтнических отношений "Новое Единство" всегда балансировала между национал-консервативным ("Консервативные", Нацобъединение) и либеральным (Attīstībai/Par!) крыльям правительства. И одновременно, отвечая за МИД, соотносило местные инициативы с реакцией Брюсселя и Вашингтона. По этой же причине "Новое Единство" вместе с Attīstībai/Par! поддерживает принятие закона, регулирующего отношения ЛГБТ-пар.

"Время отказаться от устаревшего, исчерпавшего себя, не вызывающего доверия у латышей и русскоязычных понятия "общественная интеграция". Вместо него нужно укреплять и содействовать концепции политической нации, которая опирается на Сатверсме Латвии, Европейские/Западные ценности, понимание, что государственность, независимость и безопасность Латвии — наша основа, общая ответственность и обязанность", — написал в соцсетях 21 марта 2022 года министр иностранных дел Эдгар Ринкевич. В этом тексте содержалось косвенное, крайне дипломатическое признание провала политики общественной интеграции, и в какой-то степени понятие "политическая нация" противопоставлялось концепции "этнической нации".

Однако призыв Ринкевича повис в воздухе. Рост антироссийских настроений ударил рикошетом и по русскоязычному меньшинству Латвии. Инициаторами всех предложений — ускоренного полного перевода образования на латышский язык, сноса памятника в Пардаугаве, сворачивания выдачи видов на жительство россиянам и так далее — были Нацобъединение и "Консервативные". Однако в условиях предвыборной кампании "Новое Единство" качнулось в сторону национал-консервативного крыла. Идеи Нацобъединения стали политическим мейнстримом — пусть в чуть смягченном варианте, но их поддержала премьерская партия.

В ситуации конфликта Национального объединения и Attīstībai/Par! из-за событий 10 мая у памятника в Пардаугаве, Кариньш принял "соломоново" решение: в отставку ушли министры обеих партий, но обе политические силы сохранили контроль над постами.

"Государство не может вечно содержать бизнес"

Если в период пандемии свой гнев и недовольство эпидемиологическими ограничениями жители направляли на министров здравоохранения (сначала — Илзе Винькеле, затем — Даниэль Павлютс, оба — АР!), то за недочеты в выплате пособий за простой и оказании поддержке предпринимателям, вынужденным свернуть деятельность из-за локдаунов, пришлось отвечать министру финансов Янису Рейрсу ("Новое Единство").

В опросе, проведенном Латвийской торгово-промышленной палатой (ЛТПП), в апреле этого латвийские предприниматели поставили самую низкую оценку именно Рейрсу. Сам политик заподозрил бизнес в необъективности и предвзятости.

Отношения с предпринимательским сообществом не заладились и у премьера Кариньша. В эфире Латвийского телевидения глава правительства в контексте поддержки предпринимателей в период локдауна заявил, что "государство не может вечно содержать бизнес", особенно если он не очень востребован.

"Извиняюсь, если кто-то меня неправильно понял, или если я, что совершенно возможно, не так выразился", — публично заявил Кариньш уже на следующий день.

Война в Украине и рост рейтинга

Рейтинг "Нового Единства" стабильно растет после военного вторжения России в Украину. Имидж политической силы, имеющей влияние в Брюсселе и Вашингтоне, а также естественное сплочение вокруг власти упрочило позиции премьерской партии. К тому же война в Украине стала настолько сильным потрясением для страны, что заставила несколько подзабыть тяжелый период пандемии и, соответственно, недовольство действиями власти.

Список "Нового Единства": кто идет в Сейм?

Рига. Лидер списка — министр иностранных дел Эдгар Ринкевич. За ним следуют депутаты Сейма Инесе Либиня-Эгнере, Андрей Юдин, Карлис Шадурскис. По Риге баллотируется и Ивета Бенхена-Бекане, избранный в 13-й Сейм от партии KPV.LV.

Видземе. Первый номер — действующий премьер Кришьянис Кариньш. По Видземе баллотируются советник премьера Эвика Силиня, депутат Сейма Айнар Латковскис, председатель Саласписской краевой думы Раймонд Чударс, экс-министр культуры, советник министра финансов Интс Далдерис и врач-гастроэнтеролог Хосам Абу Мери.

Латгале. Список возглавляет депутат Сейма Рихард Козловскис, второй номер — у поэтессы Анны Ранцане. Под восьмым номером баллотируется депутат Сейма Атис Закатистовс, ранее состоявший в KPV.LV.

Курземе. В этом регионе список возглавляет председатель "Нового Единства", депутат Сейма Арвилс Ашераденс, второй и третий номера у председателя Кулдигской краевой думы Инги Берзини и музыканта, предпринимателя Гунтарса Рачса. По Курземе стартуют депутат Вентспилсской думы Гиртс Валдис Кристовскис, бывший министр здравоохранения Ингрида Цирцене.

Земгале. Первый номер — у министра финансов Яниса Рейрса, второй — у экс-министра здравоохранения Анды Чакши, которая была избрана в 13-й Сейм от Союза "зеленых" и крестьян. Третий номер — у депутата Екабпилсской краевой думы Леонида Салцевича.

С полным списком кандидатов от "Нового Единства" можно ознакомиться здесь.

Программа "Нового Единства": что обещают?

"Новое Единство" выступает со следующими инициативами (с полной программой 4000 знаков можно ознакомиться здесь):

  • Создать единую политическую нацию, которая опирается на Сатверсме Латвии, латышский язык, европейские ценности и понимание, что государственность, независимость и безопасность Латвии — это основа всего и общая ответственность;
  • Перейти полностью на образование на латышском языке до 2025 года;
  • Вкладывать 2,5% от ВВП в оборону страны, увеличивая количество способных, экипированных и обученных граждан;
  • Поддерживать Украину в борьбе с агрессией России и евроатлантическую интеграцию Украины;
  • Укреплять профессиональную и мотивированную работу служб внутренних дел, модернизируя инфраструктуру и укрепляя внешние рубежи, вкладывая во внутреннюю безопасность и общественный порядок 2,5% от ВВП;
  • Стимулировать инвестиции в строительство арендного жилья, строя минимум 1000 квартир в год;
  • Ввести обязательное среднее образование, сделать обязательный выпускной экзамен по какому-либо естественно-научному предмету;
  • Добиться, что зарплата учителей на 20% превышала среднюю зарплату в стране;
  • Добиться полной энергетической независимости от России, построить в Латвии региональный конкурентоспособный терминал сжиженного газа;
  • Реализовать "умную" реиндустриализацию, поддерживая создание экспортных производств.

Каковы шансы: попадет ли "Новое Единство" в Сейм?


Сомнений в том, что "Новое Единство" будет представлено в 14-м Сейме, нет. Премьерская партия уже несколько месяцев, по данным опроса SKDS, лидер политического топа. Однако за месяц до выборов рейтинги всех партий, включая лидеров, крайне невысоки. Взлет рейтинга "Нового Единства" наблюдается в течение четырех месяцев после военного вторжения России в Украину. С июля — небольший спад, позволяющий все же сохранять лидирующую позицию.

Для премьерского "Нового Единства" важно не только попасть в Сейм, но и стать партией, формирующей Кабинет министров. К тому же отрыв "Нового Единства" от Национального объединения в политическом топе не такой большой. В случае, если "Новое Единство" уступит пальму первенства Национальному объединению, это будет воспринято как жесткий крен в сторону национал-консерватизма и традиционализма.

Пока рейтинги показывают, что квартет нынешних правительственных партий ("Новое Единство", Attīstībai/Par!, Национальное объединение, "Консервативные") суммарно не набирает 51% голосов. Значит, в коалиции могут появиться новые партии. Возможно, это будут "Прогрессивные" или "Объединенный список" — если преодолеют 5%-й барьер.

Гид по выборам в 14-й Сейм

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!