Foto: AFP/Scanpix

Белорусский бизнесмен Александр Шуляковский, занимающийся поставками оборудования для животноводства и птицеводства, пытался построить свой бизнес в Литве, но в итоге был вынужден перевести его в Польшу. Об этом пишет русская версия литовского портала DELFI.

По его мнению, в Польше законодательство для иностранных бизнесменов гораздо привлекательнее. Предприниматель также утверждает, что в Литве он столкнулся с отрицательным отношением к русскоязычным иностранцам.

"Главное отличие, которое бросается в глаза: поляки не относятся к тебе хуже, потому что ты русскоговорящий и иностранец. Они ищут, как заработать. Впрочем, я ведь только один из сотни бизнесменов, и то мелкий. Хотя, я думаю, что для компаний с большими оборотами и которым не нужны кредиты, Литва все еще привлекательное место", - поделился он своим мнением в интервью DELFI.

Бурное начало - грустный конец

Александр рассказывает, что история его бизнеса в Литве началась в январе 2011 года, когда он решил открыть компанию в Литве.

"Причин было несколько. Мы возили товары из Западной Европы в Беларусь и Россию – оборудование для животноводства и птицеводства. В какой-то момент это стало делать неудобно. Надо было их собирать из разных стран, чтобы возить и растаможивать большими партиями. Литву выбрали потому, что из Минска до Вильнюса всего 170 километров и несколько часов на границе. К тому же в Литве много транспортно-логистических компаний", - перечисляет причины своего выбора житель соседнего государства.

Сначала компания Шуляковского наняла на работу несколько человек, старт был успешным, и уже в первый год оказался прибыльным.

"На второй год мы решили: а почему нам не работать внутри Литвы, раз уж все равно офис открыт? И наняли менеджера по продажам. Тогда же я пошел в банк, и мне сказали: это хорошо, что у вас два года прибыль, и очень хорошие показатели, но вы не литовец и у вас даже нет временного вида на жительство в Литве (ВНЖ). Я сказал, что мне не нужен вид на жительство, потому что я хочу жить там, где я живу – в Беларуси. Но они сказали, что без ВНЖ я могу вообще забыть про кредит. Тогда я первый раз обратился за ВНЖ", - рассказал белорусский предприниматель.

В конце 2011 года было объявлено о банкротстве банка Snoras и, как отмечает Шуляковский, вернуть ему удалось не все хранившиеся на счетах деньги: из 25 000 евро — только 11 000 евро. "Мы тогда чуть не закрылись. Такие деньги забрали из оборота в один день. Но мы выстояли, и закрыли год с прибылью, хоть и маленькой. И опять мы платили налоги, зарплаты людям, деньги перевозчикам. Начинали мы хорошо, в разное время у нас работало от 3 до 10 человек", - констатирует Шуляковский.

Он отмечает, что в 2014 году в Литве был изменен Закон об иностранцах — отныне предприниматель должен был создать три рабочих места для занятых полный рабочий день граждан Литвы или имеющих постоянный вид на жительство в Литве иностранцев.

"И тут началось давление. Впервые я это почувствовал, когда сотрудник банка назвала меня "русским бандитом, отмывающим деньги", на что я ей сказал, что путать белоруса и русского - это как если бы я ее латышкой назвал, и сказал бы: да вы все прибалты одинаковые. И еще я спросил у нее, почему она считает, что оборудование для сельского хозяйства вдруг стало интересно бандитам?", - разводит руками бизнесмен.

Со временем его бизнес в Литве стал уже не таким прибыльным, и у компании отпала нужда в большом штате работников.

"Я пробовал кому-то объяснить, что у меня в 145-миллионной России работает всего 10 человек, в Украине - 4 человека, а там 45 млн жителей. Я пробовал сказать, что мне не надо 3 сотрудника в стране с 3 млн людей. Мне нужен только бухгалтер и менеджер. Иначе я не смогу возить товары литовским фермерам по низкой цене. Ну и как результат – забрали ВНЖ, который, напоминаю вам, нужен не мне, а литовскому банку, чтобы убедиться в моих серьезных намерениях вести дела в Литве", - с сожалением констатирует белорусский предприниматель.

Польша: не говорят по-русски, но относятся лучше

В итоге Шуляковский решил уйти из Литвы и с зимы 2016 года работает на рынке Польши.

"В Литве у нас было несколько десятков клиентов, в том числе крупные агрохолдинги, а теперь нет никого. Мы полностью свернули деятельность. Что касается Польши, то о результатах пока сложно говорить. Но за последнее время наши обороты в Польше выросли в 2 раза. Главное, у нас там вообще нет работников, мы все делаем из Минска удаленно, числится только директор", - сказал бизнесмен.

И все же он мечтает вернуться в Литву: она и географически ближе, и русский язык тут понимают.

"В Польше в некоторых вопросах тяжелее. Например, мне туда ехать 4-5 часов, а не 3 часа, как в Вильнюс. Кроме того, там мало кто говорит на русском, и на английском говорят меньше, чем в Литве. Что касается налоговой системы, то налоги там надо платить ежемесячно. Литва в этом вопросе лучше. Из плюсов - там нам дадут кредит, хоть никто из учредителей не является гражданином Польши. И к тебе относятся по-другому - как к обычному бизнесмену, а не бандиту какому-то. Это очень чувствуется именно психологически", - заключает Шуляковский.

Компания Шуляковского занимается разработкой технологических проектов для свинокомплексов, молочно-товарных ферм и птицефабрик, предлагает клиентам инновационные технологии в животноводстве, технические и экономические решения, а также консультации.

Компания специализированное оборудование продает в Польшу, в страны СНГ (Россию, Украину, Казахстан) и в значительно меньшей степени — в Германию.

Литва является одним из важнейших партнеров Беларуси в экономической сфере. По итогам 2015 года Литва заняла 8 место в общем объеме товарооборота и 6 место в объеме экспорта соседней страны. Основу белорусского экспорта в Литву составляет продукция нефтехимического комплекса, сельского хозяйства и металлургической промышленности.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!