Foto: F64

Слухи о нестабильном финансовом положении банка Swedbank, породившие всплеск паники и снятия денег со счетов банка в декабре 2011 года, зародились в Латвии и не распространялись намеренно, поэтому скорее всего, к уголовной ответственности за их распространение никто привлечен не будет, рассказал генпрокурор Латвии Эрикс Калнмейерс.

"Не подтвердились предположения о том, что этот ажиотаж был специально инспирирован из-за рубежа. Слухи зародились и распространялись здесь, в Латвии. Слухи распространяли наши жители", - сообщил Калнмейерс.

Напомним, что некоторые высокопоставленные лица латвийского государства предполагали, что эти слухи распространялись некими иностранными силами намеренно, чтобы дестабилизировать ситуацию в Латвии.

Генпрокурор сообщил, что в ходе уголовного процесса был проделан огромный объем работы.

"Однако, насколько мне известно, не констатировано, что кто-то намеренно создал ажиотаж и распространял слухи. Конечно, выявлены люди, которые распространяли слухи, однако у меня есть сомнения относительно того, имеются ли основания для уголовного преследования. Слухи распространялись с косвенным умыслом. Ажиотаж был, но не было умысла потопить банк", - признал генпрокурор.

По его словам, человек отправляется к банкомату, а там уже стоит очередь, или банкомат не работает, поэтому у людей появляется уверенность в том, что банк потерпел крах. Потом люди начинают через социальные сети, по телефону или с помощью СМС-сообщений рассказывать другим о том, что банкоматы не работают и банк обанкротился.

"Кто-то, чтобы покрасоваться, добавляет, что ему звонил родственник из Швеции, и там у банка тоже проблемы", - рассказывает о возникновении слухов Калнмейерс.

Генпрокурор подчеркнул, что у жителей Латвии также имеется негативный опыт после историй с Parex banka и Banka Baltija.

В ходе расследования выяснилось, что слухи о крахе Swedbank распространяли как рядовые латвийцы, так и должностные лица самоуправлений. Однако в рамках уголовного процесса никому не был присвоен статус обвиняемого, все распространители слухов проходят как свидетели.

"У должностных лиц тоже были основания, поэтому они распорядились перечислить деньги на другие счета. Это не от хорошей жизни, но из-за печального опыта с проблемами в других банках. Каждый хотел сохранить деньги своего бюджета. Отданные бухгалтерам указания создавали впечатление, что начальник знает, что делает, поэтому бухгалтеры считали своим долгом оповестить родню и друзей о якобы имеющихся проблемах банка", - пояснил генпрокурор.

Напомним, что в начале декабря 2011 года клиенты Swedbank несколько дней усиленно снимали деньги со своих счетов, реагируя на волну ложных слухов о проблемах в работе Swedbank в Швеции и Эстонии.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!