Foto: DELFI
Программа инвесторских виз работает в Латвии уже 9 месяцев. Заявлений на виды на жительство в Латвии подано 242 (вместе с членами семей — 557).

О том, что эти люди дали экономике Латвии, рассказывает глава совета риелторской компании Century 21 Baltwest, инвестиционный эксперт, почетный доктор Парижского университета Валерий Энгель.

Получено видов на жительство — 192 (вместе с членами семей — 466).

Я считал, что интерес к закону об инвесторских визах будет минимальным. Дело в том, что продажа видов на жительство — особый рынок и абсолютно отдельный бизнес. Латвия вошла в него, слабо понимая вообще, куда она входит. Основной потребитель этого продукта в мире — китайцы и пакистанцы. Но им нужен только постоянный вид на жительство. Другим они не интересуются. Латвия же предоставляет только временный, это их оттолкнуло.

На этот продукт клюнули граждане СНГ. В общем-то, существует масса других способов получить вид на жительство (ВНЖ) в Европе, в Канаде, в Америке. Другое дело, что наш способ — более дешевый. И он подразумевает возврат вложенных средств. И на сегодня нет ни одного отказа, кроме, разве что, Лужкову. Это — достоинства нашего ВНЖ.

Куда пошли деньги

Главный недостаток: все инвестиции направляются в сектор недвижимости бизнес-класса (новостройки, площадью, примерно, 100 кв. метров, и стоимостью, примерно, 140 000 — 150 000 евро). Мы этот сектор всколыхнули немножко, и цены на нем поднялись примерно на 10-15 процентов. Но это, впрочем, никак не отразилось на стоимости серийных квартир, домов и земли.

Но чего, собственно говоря, мы хотели? Если мы хотели принести деньги в латвийскую экономику, этого не получилось. Что сегодня происходит в Латвии? Примерно 25 млн. долларов инвестировано в недвижимость. Куда пошли эти деньги? Они пошли в частные руки. А государству что? В сумме — 250 000 латов в виде налога на покупку. Конечно, будут и налоги на недвижимость в целом, но они ведь и так были… Это — копейки. Это не идет ни в какое сравнение с теми инвестициями, которое может получить государство, продавая иммиграцию.

Пирамида по-канадски

Есть, например, канадская схема. Канадцы не берут к себе людей, не обладающих профессией, людей социально незащищенных. Они отбирают только хороший человеческий материал. И этот человеческий материал платит серьезные деньги. Канада говорит: "Дайте нам полмиллиона канадских долларов за то, что мы вас пустим к себе и дадим постоянный вид на жительство сразу. Но мы не просим у вас денег просто так. Мы просим беспроцентный кредит". Полмиллиона далеко не у каждого человека есть. И тут на помощь приходят канадские банки, которые кандидатов кредитуют. А поскольку эти люди иностранцы, и у них нет никакой кредитной истории в канадских банках, банки просят клиентов заплатить сразу комиссию за 5 лет. Примерно 150 тыс. канадских долларов.

В итоге получается интересный бизнес, где государство получает с каждого человека по полмиллиона канадских долларов. Умножьте это на 2000 человек в год… И государство их возвращать не собирается. Потому что через 5 лет придут еще 2000 желающих. А потом — еще. А захочет Канада, впустит 4000. Это абсолютно не рисковая пирамида, которую выстроила Канада как государство. Другое дело, если народ перестанет приезжать, тогда Канаде придется отдать сразу достаточно крупную сумму. Но пока что этого не предвидится.

Минус этой схемы с точки зрения клиента: он платит деньги и обратно их не получает. В латвийском же варианте деньги можно вернуть. Вы можете продать свою недвижимость, вынуть деньги со счета. Вы ничего не теряете, а, может, еще и заработаете, если недвижка вырастет. Другое дело, что государство с этого дела получает слезы.

А что оживет?

Мы пытались свои предложения довести до Шлесерса, который был лоббистом этого закона. Но там был другой интерес — поднять рынок недвижимости. А задача привлечения денег для государства не стояла. Была задача поднять сектор недвижимости, активизировать строительный сектор. Строительный рынок действительно будет оживать. Мы уже сейчас видим, что в Латвии образовался недостаток жилья бизнес-класса, которое оказалось востребованным инвесторами. Россияне предпочитают покупать новостройки. Так вот именно новостроек и не хватает.

Мы это видим достаточно четко в Юрмале. Во всяком случае, по реальным ценам, а не ценам Лазурного Берега — таких объектов мало. Я думаю, что к концу года их будет совсем мало, и в 2012 году мы увидим оживление строительной отрасли и девелоперского бизнеса. Если, конечно, политики опять все не испортят. 

Публикуется в сокращении

Внимание! Автор участвует в дискуссии и отвечает на комментарии на сайте IMHOClub.lv.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!