Foto: DELFI
Владельцам развалин в центре Риги приходится считаться с различными сложностями. Для восстановления дома им нужно соблюдать жесткие требования защитников памятников культуры, "деградация окружающей среды" ведет к многократному повышению земельного налога, а продать имущество, в которое вложены огромные средства, не так просто. Поэтому многие из них просто обносят свои владения декоративной строительной сеткой, обещая восстановить здание, переписывают его на проживающих за границей и неизвестных в Латвии владельцев, или пытаются срочно продать заброшенные дома.

Перевод с латышского. Оригинал - здесь

Проблема трущоб в Риге поднимается каждый раз, когда какой-то из находящихся в аварийном состоянии домов рушится. Но изменения происходят медленно. Дом на улице Пейтавас в Старой Риге, частично обвалившийся в 2012 году, по-прежнему на месте. За развалинами на улице Дзирнаву, где 17 лет назад провалился пол и при этом погиб мужчина, по-прежнему никто не ухаживает. У многих домов в центре Риги обрушились крыши или перекрытия, и это представляет опасность для случайных прохожих и соседей. Некоторые такие дома, например, по улице Чака 127, владельцы разобрали в этом году, другие - разобрали рижские власти (планируя возложить расходы на снос на плечи владельцев). Тем не менее, снос до сих пор не коснулся самых ценных зданий, принадлежащих влиятельным хозяевам.

Немало домов, которые Рижская дума признала развалинами или объектами, "деградирующими окружающую среду", принадлежит госучреждениям и предприятиям. И все же большая часть такой недвижимости находится в частных, причем довольно состоятельных руках.

Новый Старый город: Букинголтс, Мартинсонс, Parex и Кравалис


Foto: LETA

Где-то в 1999 году предприниматель Сол Букинголтс заявил о том, что планирует вложить до 80 млн. долларов в восстановление запущенной территории Старой Риги. Его компания InvestaSource приобрела несколько объектов, и на одном из них - по адресу Марсталю 17 (куплена в 1999 году у Рижской думы за 168 000 латов) - было снесено здание старой бани Varavīksne. На других объектах Букинголтса за это время не изменилось ничего, если не считать обрушения части здания на улице Пейтавас 9/11 в 2012 году. Руководство Рижской думы заявило, что остатки здания будут незамедлительно демонтированы, однако три года спустя на этой территории ничего не изменилось.

Дом по адресу ул.Пейтавас 9/11 в 2012 году:
Дом по адресу ул.Пейтавас 9/11 в октябре 2015 года:

Дом по улице Пейтавас, 7 InvestaSource приобрело у латвийского государства в 2001 году за 69 000 латов, свидетельствуют данные Земельной книги. На тот момент InvestaSource принадлежала зарегистрированной в США компании Intersource International и норвежской AS Investa, которую пресса того времени связывала с Букинголтсом. В 2002 году единственным владельцем компании стала Linstow International, занимавшаяся развитием торговых центров, а в 2007-м - хозяин Skonto būve Гунтис Равис, свидетельствует информация Lursoft.

К тому моменту, когда фирму приобрел Равис, она уже не владела развалинами в Старой Риге, и название ее было изменено на Dzirnavu 37. Дома на улице Пейтавас и другие объекты попали в собственность компании Citra (владельцы - член правления Parex banka Юрис Ванагс, Иварс Лишманис и зарегистрированная в США компания). Позже 50% Citra перешли к компаниям Moduls-Rīga и Modulex-Invest, принадлежащим широко известному бизнесмену Марису Мартинсонсу (подозревается в налоговых махинациях и попытке присвоения средств из фондов ЕС).

В октябре 2012 года дом по улице Пейтавас 7 за 63 000 латов приобрела компания Z Parcel, принадлежащая Янису Веверсу, а в феврале 2015 года за 70 550 евро его купила фирма Riga State (опосредованно принадлежит Татьяне Кравале, супруге предпринимателя Юриса Кравалиса). В августе недвижимость за ту же сумму купил уже Юрис Яунземс, который через месяц сумел продать дом компании Peitavas 7 (принадлежит гражданину Бельгии Кариму Басилу) уже за 100 000 евро.

Судьба здания по улице Калею 63 была похожей. Сегодня оно опосредованно принадлежит компании Lariva, единственной владелицей которого является Эвия Камша (в свое время - юрист в Parex banka).

Развалины на улице Калею, 63:

Улица Кунгу не дождалась отеля Marriott


Foto: DELFI

Здание бывшей почты на улице Кунгу 33 сегодня в аварийном состоянии - об этом прохожих предупреждают вывески. Специалисты давно опасаются того, что оседающий фундамент заставит здание буквально разломиться на части. Этот дом тоже фигурирует в проекте "Нового Старого города" - на этой территории планировалось построить отель Marriott.

В 2000 году объект у Госагентства недвижимости за 185 000 латов приобрела компания Kunguavots. 99% капитала этого предприятия принадлежало фирме InvestaSource, 1% - гражданину США Роберту Элдону Россу, а главой предприятия был Сол Букинголтс. В последующие годы в числе владельцев Kunguavots были упоминавшиеся выше компания Citra, Юрис Ванагс, Иварс Лишманис, Волдемарс Спружс, Moduls-Rīga, а с 2006 года фирмой владеет предприятие SEF Riga (позже переименовано в Riga Kungu).

В 2014 году имущество Kunguavots за 2,2 млн. евро было продано дочернему предприятию DNB banka, компании Salvus 3.

Дзирнаву 11: от Лембергса до Krājbanka


Foto: DELFI

В 2005 году здание по улице Дзирнаву, 11 за 465 000 латов приобрела у Рижской думы компания Nekustamo īpašumu projektu attīstības centrs, которая, в свою очередь, принадлежала холдингу LSF Holdings, за которым стояла семья мэра Вентспилса Айвара Лембергса. Согласно данным Земельной книги, здание было заложено в Latvijas krājbanka за 1,1 млн. латов. В 2008 году на имущество Лембергса был наложен арест, но в декабре 2011 года по решению Рижского окружного суда дом перешел в собственность дочерней компании банка Dzirnavu 11.
Весной 2011 года президент Krājbanka Ивар Приедитис заявил СМИ, что здание будет реконструировано и сдано в эксплуатацию в 2012 году. Тем не менее, в 2013 году предприятие Dzirnavu 11 вместе с недвижимостью было продано за 342 000 евро в рамках процесса о неплатежеспособности Latvijas krājbanka. По данным Lursoft, новым владельцем стала компания RM Development, единственным владельцем которой был Роберт Мейерс. Несколько месяцев спустя новым хозяином стала компания Ecopost holdings, которая к настоящему времени сменила название на Mcity holdings. По данным Lursoft, единственным членом правления этого АО является Петр Антонов, а в совете работают Юрий Антонов и Александр Бобенчук.

"Верблюду" помогает российский капитал


Foto: DELFI

Дом по улице Вальню, 47, где в свое время находилось кафе Pie kamieļa, в течение последнего десятилетия оставалось заброшенным. В 2011 году на аукционе дом приобрел новый владелец, и в данный момент там наконец-то началась реновация.
Здание у Госагентства недвижимости за 201 400 латов приобрело предприятие LHI. Вскоре после этого дом был заложен за 50 000 латов, а договор ипотеки был заключен с гражданином России Алексеем Мельниковым. Он же в 2010 году приобрел у супруги вентспилсского предпринимателя Олега Степанова Виктории жилое здание в Юрмале, на проспекте Булдури 122. Стоимость этой сделки - 800 000 латов.
Основателями LHI стали инвест-банкиры и консультанты из Prudentia - Карлис Крастыньш (65%), Гиртс Рунгайнис (20%) и Юрис Эйзенталс (15%). На момент приобретения дома единственной владелицей и членом правления была Кристине Скребеле.

Самые знаменитые развалины в центре


Foto: LETA

Пятиэтажный жилой дом по адресу Марияс, 6 в 1904 году был возведен по проекту архитектора Константина Пекшенса. Здание имеет статус памятника архитектуры местного значения. В свое время глава Рижского регионального отдела Госинспекции по защите памятников культуры Янис Асарс заявил Delfi, что это - хрестоматийный символ заброшенности и разрухи.

Дом в равных долях принадлежит гражданину Эстонии Томасу Толу и компании Ģertrūdes biznesa centrs. Асарис заявил, что с эстонским владельцем ни одной латвийской госструктуре связаться не удалось. Ģertrūdes biznesa centrs приобрел 50% собственности в 2013 году. Эта фирма принадлежит Юрию Горбову - совладельцу Latvijas propāna gāze. Ранее Горбова называли также совладельцем недвижимости Skonto grupa.

В 2008 году Рижская дума приняла решение о принудительном приведении в порядок этого здания и поручила провести работы по консервации. Летом 2009 года эти работы были проведены (на крыше и башенке), а сам дом был накрыт декоративной тканью.
Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!