Foto: EPA/LETA

Разрыв отношений между белорусской компанией "Беларуськалий" и российской "Уралкалий" приведет к изменению всего калийного рынка, но для экономики Белоруссии последствия могут оказаться катастрофическими, сообщает портал ВестиЭкономика.

Ответные действия со стороны России на арест в Минске главы "Уралкалия" Владислава Баумгертнера не исключены, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на заявление замглавы Минэкономразвития России Андрея Клепача.

Владислава Баумгертнера задержали по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями и нанесении ущерба компании "Беларуськалий", а также в "жульнических финансовых схемах". Следственный комитет Белоруссии возбудил несколько уголовных дел.

"Надеюсь, что какие-то меры последуют", — сказал Клепач.

Ранее первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что произошедшее "не влезает ни в какие рамки", и назвал действия белорусских властей "странными, неадекватными и не партнерскими". В компании "Уралкалий" считают задержание Баумгертнера силовым давлением на организацию.

Баумгертнер также является председателем наблюдательного совета ЗАО "Белорусская калийная компания" (БКК).

Уралкалий" и "Беларуськалий" поставляли калий на зарубежные рынки через "Белорусскую калийную компанию", но в конце июля российская компания отказалась от совместной деятельности в связи с фактическим началом независимых поставок калия со стороны Белоруссии в обход БКК.

Это стало возможно благодаря указу президента Белоруссии от 22.12.2012 №566 об отмене исключительного права "Белорусской калийной компании" на экспортные поставки белорусского калия.

В результате "Уралкалий" решил изменить стратегию, увеличив производство хлористого калия до 10,5 млн тонн в 2013 г., 13 млн тонн в 2014 г. и 14 млн тонн в 2014 г., при этом поставки будут направлены в основном в Китай, Индию и Бразилию, то есть на основные рынки сбыта.

В такой ситуации наращивать производство будут все крупные игроки, включая "Беларуськалий", так как на первое место выходит теперь объем сырья, а не его цена. Ранее гендиректор "Уралкалия" Владислав Баумгертнер заявлял, что цены уже во втором полугодии снизятся с $400 за тонну до $300 и ниже.

Но если для российской компании такие изменения могут привести только к краткосрочным негативным финансовым последствия, при этом доля рынка, судя по всему, в ближайшие годы будет расти, что позволит обратить ситуацию на пользу "Уралкалия", то для Белоруссии последствия могут быть крайне неприятными.

Сейчас экспорт калия для Белоруссии является основным источником валютной выручки. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь экспорт по итогам 2012 г. составил $22,3 млрд без учета стран СНГ. "Беларуськалий" за аналогичный период получил выручку на уровне $2,667 млрд, при этом она упала на 17,9% в годовом выражении. То есть в прошлом году 12% всей валютной выручки страны зависело от экспорта калия, а порядка 10% доходной части бюджета формируется за счет компании.

Ситуация ухудшается еще тем, что ключевые специалисты БКК перешли на работу в "Уралкалий", то есть осуществлять экспортную деятельность Белоруссии будет крайне сложно. Частично эта проблема решена благодаря помощи катарской Muntajat, через которую планируется продавать до 3 млн тонн калия в год, но пока не согласованы цены и объемы.

Если Белоруссия и сможет восстановить свои позиции, то для этого потребуется некоторое время, что в условиях обострения конкуренции может дорого стоить.

Дело в том, что для компенсации сокращения экспортной долларовой выручки Белоруссии придется пойти на дополнительное ослабление рубля, тем более что цены на калий могут дополнительно снизиться. В ином случае бездефицитного бюджета добиться не удастся, особенно с учетом уже объявленных выпадающих доходах на уровне 9 трлн белорусских руб., что примерно эквивалентно $1 млрд. Кроме этого, Белоруссия оказывается в сложной ситуации, когда конкуренты имеют возможность снижать цены для захвата рынка и получения контрактов, а "Беларуськалий" себе этого позволить практически не может.

При этом в результате кризиса 2011 г. рубль был уже девальвирован более чем на 50%, а инфляция в этом году может составить 30%, свидетельствует оценка экспертов ЕБРР. Дополнительное падение курса рубля и ускорение инфляции снизят и без того невысокий потребительский спрос. С начала года курс белорусского рубля к доллару упал на 4,2%.

С другой стороны, золотовалютные резервы Белоруссии сейчас находятся не в лучшем состоянии, по итогам июля показатель в определении ССРД МВФ сократился на $101,3 млн. По состоянию на 1 августа показатель составил $7,9163 млрд. При этом сокращение было бы сильнее, но помог рост стоимости золота. При этом такой уровень поддерживается по большому счету искусственно, за счет перевода нерезервных активов в резервные.

Огромный дефицит счета текущих операций, который превышает сейчас 15% ВВП, также не добавляет стабильности, а его финансирование дополнительно сокращает ЗВР.

Правительство Белоруссии сейчас вынуждено решать сразу две важных проблемы, а именно осуществление выплат по внешнему долгу и стабилизацию ситуации на внутреннем валютном рынке.

Судя по всему, поддержать ЗВР на уровнях, близких к текущим, можно только за счет привлечения новых займов. По итогам первого полугодия 2013 г. госдолг страны вырос на 8% и составил $12,4 млрд, что эквивалентно 18,7% ВВП.

За первые семь месяцев текущего года экономика Белоруссии выросла на 1,7% в годовом выражении, при этом целевой прогноз предполагает рост в 2013 г. на уровне 8,5%. По оценкам МВФ, ВВП вырастет всего на 2,1% по итогам года, но темпы могут быть еще ниже, если властям не удастся стабилизировать ситуацию.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!