Foto: Reuters/Scanpix

Франции и Германии необходимо объединить экономики в единую зону, считает экс-президент Франции Николя Саркози. Она станет сердцем еврозоны и возьмет на себя принятие ключевых решений. "Нет одной Европы, их две", — провозглашает политик и призывает пересмотреть Шенгенские соглашения.

Создать единую франко-германскую экономическую зону предложил экс-президент Франции Николя Саркози. Он преподносит это как шанс для Евросоюза выйти из рецессии. "Если две крупнейшие экономические державы ЕC выберут экономическое объединение, еврозона усилится, что, в свою очередь, обеспечит стабильность на континенте", — пишет он в статье, опубликованной одновременно во французском Le Point и немецком Die Welt.

Франции такой союз позволит защищать свои интересы в условиях конкуренции с Германией, устраняя слабые места в плане налогов и социальной политики, а также выведет ее в лидеры среди стран валютного союза.

Экономические показатели Франции хуже, чем у Германии. По итогам первого квартала 2014 года французская экономика не выросла вовсе, хотя аналитики все же рассчитывали на символический подъем (0,1%). В четверг майский индекс производственной активности PMI выявил дополнительные проблемы. Во Франции он упал до 49,3 пункта после 51,2 в апреле, хотя ожидался спад только до 51.

PMI в секторе услуг во Франции снизился до 49,2 в мае с 50,4 в предыдущем месяце. Аналитики ожидали, что индекс опустится до 50,2.

Экономика Германии в лучшей форме — ее ВВП вырос на 0,8%, что вдвое выше темпов предыдущего квартала.

PMI Германии тоже снижается, однако все еще выше 50 пунктов, отделяющих стагнирующую экономику от растущей. Производственный PMI Германии упал до 52,9 в этом месяце с 54,1 в апреле, хотя ожидалось падение до 54,0. PMI в секторе услуг Германии вырос до 56,4 в мае с 54,7 в апреле, по сравнению с ожиданиями падения на 54,5.

Нарушить молчание, которое Саркози хранил последние два года, его заставили выборы в Европейский парламент, полагает Financial Times. 22–25 мая пройдут голосования в государствах — членах Евросоюза. Во Франции они назначены на воскресенье.

Саркози отвечает своим политическим оппонентам, особенно набравшему популярность "Национальному фронту", который выступает за обособление Франции. Тема распада Евросоюза и еврозоны стала особенно популярна в годы долгового кризиса. В 2011 году JP Morgan Chase оценивал вероятность распада еврозоны в ближайшем будущем в 20%. Особенно много о нем говорили в августе 2012 года, когда Греция всерьез задумалась о выходе из зоны евро и возвращении драхмы.

Те, кто говорит о распаде Европы, "забывают уроки истории и ведут нас к пропасти", считает Саркози. "Франция и Европа неразделимы географически, исторически, культурно и, теперь, политически", — настаивает Саркози.

Французский политик призывает усилить интеграцию внутри 18 стран еврозоны и резко уменьшить полномочия Евросоюза.

Франко-германский союз станет сердцевиной еврозоны, которая, как полагает Саркози, укрепит позиции единой валюты. "Франция и Германия должны взять на себя ключевые экономические решения в еврозоне", — продолжает Саркози.

Он призывает больше не допускать равных прав для государств, на которых лежит основная ответственность за ЕС, и небольших стран вроде Мальты, Кипра и Люксембурга. Давно пора признать, говорит Саркози, что "нет единой Европы, их две" и они двигаются в разных направлениях.

Он называет Евросоюз "смешным громоздким административным лабиринтом". Отдельно политик разбирает проблему миграции, одну из причин возникновения сепаратистских настроений.

Саркози предлагает приостановить действие договора "Шенген-1" и заменить его соглашением "Шенген-2", к которому можно будет присоединиться только при условии устранения миграционного демпинга, при котором мигранты въезжают в Европу и выбирают себе "самое удобное" место проживания.

"Идея здравая в том смысле, что уровень экономической интеграции между Францией и Германией уже довольно высокий — и единый таможенный тариф, и отсутствие протекционистских мер в рамках Евросоюза", — заявил "Газете.Ru" главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

Однако аналитик не ожидает серьезного положительного эффекта в экономическом плане. "В данном случае такого рода заявления носят скорее декларативный характер, — полагает Лисоволик. — Вряд ли можно говорить о серьезной экономической составляющей, потому что, повторю, уровень интеграции уже достаточно высок".

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова считает, что франко-германский союз действительно может укрепить еврозону. "В Европе активно обсуждается проект бюджетной унификации. Всем понятно, что удерживать единую валюту и монетарную политику без единой бюджетной политики достаточно сложно. При этом тема потери бюджетной независимости очень болезненна. И если эти два игрока смогут договориться, то для всех остальных это будет очень сильный сигнал", — говорит Орлова. Без бюджетной унификации вопрос о распаде еврозоны не будет полностью снят с повестки дня.

"У Германии есть большое стремление сохранить еврозону. И французы здесь разменивают свою поддержку на экономические блага", — объясняет эксперт Альфа-банка.

"Франция находится в более сложном экономическом положении, и не случайно Саркози включает такие заявления в свою программу. Это попытка предложить выход из сложной внутренней ситуации во Франции. Возможность использовать более стабильную бюджетную ситуацию в Германии, усреднить долговое бремя", — заключает Орлова.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!