Foto: PantherMedia/Scanpix
Объемы денежных переводов, которые уехавшие из страны латвийцы слали на родину, постоянно росли до 2014 года. После этого размеры сумм начали уменьшаться, сообщает Банк Латвии. По словам вице-председателя Объединения латышей Европы Элины Пинто, из-за действий Службы госдоходов (СГД) эмигрировавшие соотечественники стали меньше пользоваться услугами латвийских банков для подобного рода перечислений, выбирая "серые" варианты оборота денег. Еще одна возможная причина заключается в том, что теряется связь уехавших латвийцев с родиной, пишет Delfi.lv.

В 2014 году работающие за рубежом латвийцы прислали 704 миллиона евро. С тех пор суммы в ежегодных отчетах становятся все меньше — в 2015 году цифра составила уже 667 млн, в 2016 году — 615 млн, а в прошлом году — 570 млн евро.

Объем перечисляемых диаспорой на родину денег Банк Латвии рассчитывает по абстрактной формуле, основанной на целом ряде предположений о числе живущих за границей латвийцев, примерных суммах перечислений и том, какая часть мигрантов делает такие переводы родственникам. Поэтому, как отмечает Пинто, точная статистика Латвии не доступна, и озвучиваемые центробанком цифры следует оценивать критически.

Для сравнения она приводит данные агентства Eurostat, согласно которым, Латвия занимает первое место в Европе по показателю влияния денежных переводов диаспоры на показатель ВВП страны. В 2016 году перечисленные латвийцами из-за рубежа деньги составили 4,4% от внутреннего валового продукта Латвии. Это почти столько же, сколько государство планирует потратить на здравоохранение в 2020 году и вдвое больше, чем весь оборонный бюджет сейчас.

Согласно выкладкам Eurostat, если бы работающие за рубежом латвийцы не присылали бы деньги в Латвию, то в 2016 году в стране наступил бы дефицит счета текущих операций.

По словам Пинто, переводы мигрантов из-за рубежа позволяют латвийской молодежи учиться, пожилым людям лечиться, безработным или небольшим сельским хозяйствам — содержать семью. Таким образом, данная практика является существенной "подушкой безопасности" для уменьшения социальной напряженности — особенно в регионах.

Из-за СГД ищут альтернативу банковским переводам

При этом вице-председатель Объединения латышей Европы отмечает, что различные действия, предпринимаемые Министерством финансов и СГД, уменьшают роль латвийских банков в вопросе о денежных переводах на родину.

В частности, еще со времен финансового кризиса, когда Минфин пытался любыми путями пополнять госкассу, действует норма закона о налоге с населения, требующая подавать декларацию, если сумма переводов близким родственникам за год достигла 4000 евро. За неподачу декларации грозит штраф в размере до 430 евро. В свою очередь, для не столь близких родственников (начиная от двоюродных братьев и сестер), а также почтальонов или соседей, которые могут передать деньги конечному получателю установлен порог декларирования в 1425 евро в год, а также введено требование уплатить налог. На данный же момент Минфин планирует ввести еще и автоматическое начисление денежных штрафов, если декларация не подана в срок.

В результате уехавшие латвийцы стали активно искать возможности перечислять деньги не через банк, а при помощи фирм-посредников, через "конверты" или оставляя родственникам свою зарубежную банковскую карту.

Уехавшие теряют связь с Латвией

Еще одной причиной уменьшения денежного потока из-за рубежа может быть уменьшение числа новых эмигрантов. В свою очередь, те латвийцы, которые покинули Латвию уже некоторое время назад, постепенно теряют связь с родиной. Также в Латвии растет и размер зарплат, и число рабочих мест, поэтому мигранты уже не считают нужным поддерживать родственников в том же объеме, как раньше, допускает экономист Luminor Петерис Страутиньш.

Также происходит и воссоединение семей — правда, уже за рубежом. Например, уехавшие из Латвии жители зовут к себе оставшихся на родине родственников пенсионного возраста. В результате Латвия теряет не только деньги, которые раньше перечислялись из-за рубежа на содержание этих пенсионеров, но и их пенсию — ведь получаемые от государства суммы они теперь тратят за пределами страны.

Если уезжают еще и пожилые члены семьи, то уменьшается шанс того, что их дети и внуки будут поддерживать связь с Латвией и когда-нибудь вернутся.

По мнению Объединения латышей Европы, за пределами Латвии действительно образовался "пятый край" (в придачу к официальным Латгале, Видземе, Курземе, Земгале) — причем и в экономическом плане. Поэтому от государства и самоуправлений требуется работать более активно, целенаправленно и с ориентиром на стратегические цели, чтобы привлечь данный потенциал на благо Латвии.

Согласно подсчетам МИД, за пределами Латвии живут, учатся и работают более 370 тысяч представителей латвийской диаспоры. Самые большие общины образовались в Великобритании, США, Германии, Ирландии, Канаде, Австралии, России, Норвегии и Испании.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!