Foto: LETA

В 2021 году завершилась первая часть сделки по перенятию банком Citadele у ликвидируемого банка ABLV большей части портфеля ипотечных кредитов. В Citadele были переведены несколько тысяч клиентов, а общая сумма их ипотечных обязательств превысила 120 млн евро. Однако часть клиентов по-прежнему остается в ABLV и по-прежнему выплачивает ипотеку именно этому банку. И пока клиенты других банков уже начали получать компенсации, про этих людей просто забыли - потому что в законе нет формулировки о клиентах ликвидируемых кредитных учреждений.

В 2015 году, когда еще ничего не свидетельствовало о надвигающихся проблемах, Илона оформила в банке ABLV ипотечный кредит на покупку квартиры в Иманте. Сумма займа составила 115 тысяч евро. "В последнее время из-за повышения ставки Euribor ежемесячные выплаты сильно увеличились. Если раньше я платила 660 евро в месяц, то сейчас уже 910 евро. Правительство приняло закон о поддержке заемщиков. И VID уже начал выплаты. Но клиенты ликвидируемого ABLV Bank в этот список не попали. В чем мы виноваты? Мы же не можем повлиять на ситуацию с ликвидацией", - говорит женщина.

По подсчетам Илоны, сумма компенсации по кредиту могла бы составить для нее 600 евро в квартал. "Я позвонила в ABLV. Консультант ответила, что они сами не знают, что делать, и что сейчас они разбираются. На вопрос, когда можно ожидать выплат, она ответить не смогла. Сказав лишь, что не исключен вариант, когда клиентам выплатят всю сумму поддержки разом. Нужно просто ждать".

Илона обратилась в Центр защиты прав потребителей (PTAC): "Мне подтвердили, что права потребителей в этом деле нарушаются и надо писать жалобу в Министерство финансов. А в VID заявили, что банк не имеет действующей лицензии на выдачу кредитов и поэтому не должен платить налог, с которого оказывается поддержка заемщикам. Получается, поддержка от государства нам не достанется. А все потому, что в принятых поправках к Закону о правах потребителей ничего не сказано о клиентах ликвидируемых кредитных учреждениях".

"В то же время, банк исправно получает от меня и других заемщиков выплаты по кредиту с повышенной ставкой Euribor. И вопрос, собирается ли он вообще что-то выяснять? Ведь прибыль хорошая, а закон помогать клиентам не обязывает. Сколько таких, как я - неизвестно. Консультант сказала, что не имеет права выдавать такую информацию. Но обмолвилась, что якобы есть еще несколько кредитных учреждений, чьи клиенты оказались в такой же ситуации", - говорит Илона.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!