Foto: stock.xchng
Статья публикуется в авторской редакции. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "DELFI Репортер".

Даже самый неподготовленный зритель заметит, что с фестивалем "Московская Премьера в Риге" творится что-то неладное. 

Заявленные в программе фильмы «Поп», «Человек у окна» и «Дом солнца» недавно были показаны в Риге. Какие же это премьеры? Организаторы фестиваля просто ошиблись или злонамеренно вводят зрителей в заблуждение? Как будет видно из дальнейшего, не остается сомнений, что организаторы фестиваля "Московская Премьера в Риге" прекрасно отдают себе отчет в том, что врут зрителю в лицо, и врут неоднократно.

Подготовленный зритель поразится не толко странному репертуару фестиваля, но и его порядковому номеру – «X юбилейный»! Ох, ничего себе. Никто и не заметил, как откуда ни возьмись вырос фестиваль с богатейшей историей и традициями! И это в Доме Москвы, который сам открылся всего-то в 2004 году. История «фестиваля» шита белыми нитками и легко прослеживается по архивным страницам официального сайта Дома Москвы mkdc.lv. Впервые фестиваль «Московская премьера в Риге» прошел в 2007-м году! Откуда же мог взяться порядковый номер 10? Его по три раза в год проводили, что ли? Мало того, в Москве, действительно, проходит кинофестиваль «Московская премьера» (подробности -- mospremiera.com). Вот только его руководство слыхом ни слыхивало о своем рижском двойнике. Еще смешнее то, что московский фестиваль в этом году прошел всего в 8-й раз, а вот его «выездная сессия» каким-то образом умудрилась оказаться старше «отца»! Что и кто стоит за всеми этими несуразностями, мы сейчас объясним.

Но предварительно одно замечание. Может показаться, что разговор не стоит выеденного яйца: какая мол разница, как назовут сеансы – премьерой, фестивалем, творческой встречей, спецпоказом. Какая разница? Да, обзовите хоть тысячным пацакским бенефисом, главное -- кино крутите интересное. Так-то оно так, но хорошего кино без грамотной организации фестиваля не будет и быть и не может. Между фестивалями, давно существующими или только задуманными, идет невидимая миру жестокая борьба за выживание. Согласитесь, будет очень обидно, если в итоге победа достанется тем, кто играл нечестно, задействовав «административный ресурс», кому на кино попросту наплевать, для кого фестиваль – лишь возможность выслужиться перед начальством. Есть очень большие подозрения, что если останется только «Московская премьера», интересных фильмов у нас будет, мягко говоря, меньше, чем хотелось. Почему? Объясним по порядку.

Ложь 1: премьеры без премьер

Если не верите или подзабыли, зайдите на сайт asg.lv, где вам напомнят, что «Попа» показали на VIII Фестивале российского кино в августе сего года. Фильм представлял режиссер Владимир Хотиненко. Он же, будучи гостем фестиваля, самолично провел мастер-класс для всех желающих. В рамках того же фестиваля показали и второй хит «Московской премьеры в Риге» -- «Человека у окна» Дмитрия Месхиева. VIII Фестиваль российского кино проходил в рамках кинофорума «Экология души». В день его открытия 20 августа состоялась рижская премьера «Дома солнца» Гарика Сукачева. Правда, эту премьеру в качестве презентации будущего рижского Нью-Канского фестиваля устраивала не дирекция «Экологии души», а представители Рижской думы.

Итак, как видим, дирекция «Московской премьеры в Риге» беззастенчиво дублирует часть программы совершенно другого фестиваля, да еще имеет наглость называть это премьерными показами. Может, отборщики «Московской премьеры в Риге» поступили так случайно? Может, они ничего не знали о том, что в пяти минутах ходьбы от Дома Москвы в мультиплексе Kino Citadele (бывшем Parex Plaza) регулярно проходит другой фестиваль российского кино? Это вряд ли. Во-первых, «Московская премьера в Риге» уже не в первый раз копирует репертуар Фестиваля российского кино. Во-вторых, отборщица фильмов «Московской премьеры в Риге» открытым текстом говорит о конкурентах. Так, в интервью газете «Бизнес&Балтия» Nr. 63 (3679) от 1 апреля 2009 года на замечание о дублировании чужой программы госпожа Ткаченко ответила: «Сходство есть, но в отличие от наших конкурентов мы не обманываем ожидания публики. Мы не анонсируем фильмы, пока не убедимся на все 100 процентов, что сможем их показать». То есть, про Фестиваль российского кино отборщица Дома Москвы знает и открыто называет его устроителей конкурентами. Из ее ответа может показаться, что Фестиваль российского кино анонсировал фильмы, но не показал их. Так вот, еще раз для полной ясности – «Поп» и «Человек у окна» были VIII Фестивалем российского кино не только анонсированы, но и показаны. Точно также в прошлом году на VII Фестивале российского кино показали «Царя» Павла Лунгина, «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» Андрея Хржановского и «Анну Каренину» Сергея Соловьева, а уже через несколько месяцев их заново показали «Московские премьеры в Риге». Примеры можно продолжать, но уже по сказанному видно, что «Московская премьера в Риге» сама выбрала себе роль «кинотеатра повторного фильма», но при этом почему-то заявляет о своем премьерном статусе. И не надо оправдывать Дом Москвы тем, что хороших фильмов в России снимают мало, а потому лучшие из них кочуют из одного фестиваля в другой. Про то, какие кинохиты попадают на «Московскую премьеру в Риге», а каким при всем интересе публики путь строго-настрого заказан, мы еще скажем. Но пока заметим, что скудость выбора как аргумент она никуда не годится, ведь в таком случае и Фестиваль российского кино «подворорывал» бы репертуар у Дома Москвы. А этого за все время конкуренции двух фестивалей почему-то не произошло ни разу!

Ложь 2: призеры без призов

В том же прошлогоднем интервью «Бизнес&Балтии» Лариса Ткаченко поясняет, почему не взяла из программы конкурентов призовые “Все умрут, а я останусь” и “Дикое поле”: «Фильм Гай-Германики “Все умрут, а я останусь”, признаюсь, просто выпал из моего поля зрения. Это моя вина, но я надеюсь, что осенью мы его все же покажем». Проверьте по сайту: ни осенью 2009-го, ни весной 2010-го Гай-Германику «Московская премьера в Риге» так и не показала. Гай-Германика с ее отмеченным призом Каннского фестиваля фильмом упорно продолжает выпадать из поля зрения отборщицы. Еще интереснее Лариса Ткаченко обяснила про антифашисткое кино, которое в Латвии было бы ох как актуально: «Надеюсь, к осени нам удастся собрать отдельную программу документальных фильмов. То же самое касается “России-88”. Фильм совсем новый. Мы о нем узнали, когда программа была уже сформирована. Требуется время, чтобы договориться о его показе». Благие надежды любительницы документальной правды-матки Ларисы Ткаченко не оправдались, а о показе «России-88» она, видимо, договаривается до сих пор. Рискнем сделать свой анонс: «Россия-88» не будет показана на «Московской премьере в Риге» ни-ко-гда!

Что заставляет нас так думать? Не ссориться с властью – главный принцип устроителей «Московской премьеры в Риге». И в следовании этому принципу «как бы чего не вышло» они готовы дойти до положения чеховского «человека в футляре». Иначе чем можно объяснить, что самый престижный фестиваль планеты – Каннский – «выпал из внимания» отборщицы «Московской премьеры в Риге»? Причем, выпадает регулярно. В этом году в конкурсе Канн Россию представлял фильм Сергея Лозницы «Счастье мое», очень нелицеприятно рисующий российскую глубинку. И что же? Правильно, он тоже «выпал из внимания». Ну, хорошо, не хотите ссориться с властями – не ссорьтесь. Но только не надо после этого писать на сайте «Вас ждут премьеры фильмов, многие из которых стали призёрами престижных фестивалей». Самые престижные фестивали в мире – Каннский, Венецианский и Берлинский – в этом году включили российские фильмы в конкурс (а Берлин и Венеция даже премировали). Из росиийских призеров и номинантов ключевых фестивалей года -- «Счастье мое», «Овсянки», «Как я провел этим летом», «Перемирие», «Человек у окна» и «Воробей» --выдернут уже показанный на VIII Фестивале российского кино «Человек у окна» (Дом Москвы почему-то называет его призером Московского фестиваля за лучшую мужскую роль, хотя он получил приз другого киносмотра, «Кинотавра», и за женскую). Это ли не обман зрителей? Многое выиграет рижский зритель, если «Москвская премьера в Риге» останется единственным фестивалем российского кино? Нет, чиновники Дома Москвы искажают картину того, чем живет и гордится российское кино.

Ложь 3: юбилей без юбилея

Разумеется, в подготовке фестиваля имеются свои трудности. Но вот что любопытно: хозяйка фестиваля «Балтийская жемчужина» Марина Липченко не столкнулась ни с какими препятствиями со стороны продюсеров «Счастья моего»: фильм попросту не вписался в ее концепцию. Значит, либо организоторы «Московской премьеры в Риге» не умеют работать, либо перестраховываются перед высоким начальством. Если судить по словам генерального продюсера Фестиваля российского кино Василия Мельникова, напрашивается второй вариант, хотя любой вариант не в пользу зрителей. В интервью газете «Вести» (№ 47 от 22 ноября 2007 года) господин Мельников коротко обрисовал историю своего фестиваля, который начал проводиться задолго до того, как в Риге вообще появился Дом Москвы: «Мне помогли договориться с Всемирным торговым центром в Риге, где и проходили первые фестивали. Нас заметили, на фоне первых успехов большой интерес проявило к фестивалю руководство Дома Москвы. Обещали содействие и финансовую поддержку. Предложили свой зал. А когда мы к ним перешли, стали выкручивать руки: несмотря на то, что я платил по счетам за аренду (с меня брали деньги даже за благотворительные сеансы), мне начали диктовать, какие фильмы привозить, кого приглашать, как проводить фестиваль. А потом стали навязывать политическую рекламу. <…> Использовав мои наработки, Дом Москвы стал проводить свою «Московскую премьеру» с показом российских фильмов».

Мы не обязаны доверять одной стороне конфликта, но давайте взглянем на факты. Как только Василий Мельников перестал арендовать зал Дома Москвы, «Московская премьера в Риге» почему-то разлюбила ветеранов. Даже по случаю X юбилея благотворительных сеансов не будет.

Кстати, о юбилее. Действительно, осенью 2004 года в Доме Москвы проходят показы осенней сессии второго Фестиваля российского кино, но с любопытной формулировкой на официальном сайте Дома Москвы «при поддержке Российского Федерального агенства по культуре и кинематографии и компании Alexandr Studio Group». То есть, Дом Москвы вроде как главный, а разработавшая и выносившая фестиваль компания записана младшим партнером, при поддержке которой Дом Москвы проводит сразу же Второй фестиваль. Без первого. Впрочем, воровством это нельзя назвать, так как по российским законам концепции фестивалей не охраняются авторским правом. Чем Дом Москвы и воспользовался.

Но украсть идею легко, а воплотить ее в жизнь сложнее. С этим у «Московской премьеры в Риге» большие проблемы.

Статья публикуется в авторской редакции. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "DELFI Репортер".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!