Foto: Publicitātes foto
В ДК ВЭФ дали рижскую премьеру экспериментальной постановки худрука Даугавпилсского театра Олега Шапошникова — мюзикла "Джейн Эйр". Жанр спектакля можно обозначить как "3D в натуре": помимо светового стерео каждого центрального персонажа викторианского сюжета на сцене "оживляли" по три артиста — драматический, певец и танцовщик. Все как на подбор юные и талантливые. В планах Шапошникова — создание Динабургской оперы и десяток фестивалей.

"Рижане, не пропустите, а то потом опять скажете, что не знали или что-то в этом роде", - написал Олег Шапошников за месяц до рижской премьеры "Джейн Эйр". И как в воду глядел: уже на другой день после единственного показа мюзикла рижские театралы стали искать возможность запрыгнуть в уходящий в Даугавпилс поезд. Поздно. Там билеты на постановку распроданы на два месяца вперед.

За семь лет работы на посту худрука Даугавпилсского театра Олег Шапошников перекроил вверенное ему культурное учреждение до неузнаваемости. Привел в театр новое поколение молодых актеров, одной из убедительных представительниц которого стала выпускница Щукинского училища Елена Нетёсина. Ее роль Джейн Эйр подтвердила, что неслучайно актриса получила национальную премию "Ночь лицедеев" в номинации "Лучший молодой актер года". К слову, под руководством Шапошникова театр впервые в своей истории шел на Spēlmaņu nakts с десятью номинациями в восьми категориях и получил в итоге четыре награды.

Foto: Publicitātes foto
Для укрепления двуязычной драматической труппы Шапошников привез в Даугавпилс и дал полную творческую свободу хореографу Ирине Савельевой, которая воспитала коллектив молодых и гибких танцовщиков, а недавно получила приз "Лучшего хореографа" на фестивале "Белая Вежа" в Бресте. На роль вокального наставника он пригласил солистку Национальной оперы Илоне Багеле, которая отточила до совершенства партии мюзикла "Джейн Эйр" на музыку Кима Брейтбурга и стихи поэта Карена Кавалеряна. А чтобы никому не подумалось, что Шапошников теперь собирается почивать на лаврах, вместе с Илоной Багеле он огласил идею создания… Динабургской оперы. К мюзиклу привлекли и двух вокалистов со стороны — Андрея Колосова из Минска и Кристину Захарову из Риги.

Если проект латгальской "Ла скала" пока больше напоминает призрачный замок Фата-морганы, то другой эксперимент Шапошникова завершен вполне успешно — мюзикл "Джейн Эйр" в формате 3D. Объемные световые проекции, закрученные вокруг стеклянной ромбовидной конструкции, были разработаны умельцами Даугавпилсского театра. "Никакой дорогой спецаппаратуры — это из серии голь на выдумки хитра", - смеется Шапошников. Эффект 3D режиссер усилил живым раздвоением и растроением личностей центральных персонажей: их исполняли сразу по три артиста — драматический, певец и танцовщик.

Foto: Publicitātes foto
На фото: конструкция для латгальского 3D.

"Эта идея меня давно будоражила, - признался Шапошников. - С точки зрения психофизиологии, самый гениальный человек не может одновременно делать хорошо много вещей сразу, даже если по отдельности умеет. Невозможно, одновременно идеально нашинковать капусту и сварить манную кашу. Нагрузка на исполнителей мюзикла — чудовищная. Это спецшкола, которой в Латвии нет. Будучи перфекционистом, я хотел, чтобы все происходящее на сцене было приближено к идеалу. Вот и решил развести функции... Ну невозможно, показать страстную экспрессию в танце, чувственно спеть и сыграть одновременно!"

Foto: Publicitātes foto
На фото: гениальной малышке Насте всего 5 лет.

Слезы умиления в плотных дамских рядах вызвало появление на сцене ангельского вида белокурой малышки — Анастасии Гжибовски. Когда дитя запело, стало ясно, что на одном новом поколении актеров Даугавпилсский театр не остановился — цепная реакция запущена. "Эта девочка — наглядный пример того, что латгальская земля рождает талантливых людей, - пояснил Шапошников. - Признаться, изначально я был против маленького ребенка на сцене — считал, что 5-летние дети неспособны играть и концентрироваться на выполнении задачи. Но когда увидел эту девочку из простой нетеатральной семьи, то ошалел: она слышит режиссерские указания, выполняет все, что говорят, и прекрасно поет. Ее боженька поцеловал! Все мои сомнения улетучились вмиг".

Foto: Džeina Saulīte (publicitates foto)
На фото: в центральной партии спектакля "Голый король" - сам худрук и постановщик Олег Шапошников.

Собирать цветы и комплименты после рижского триумфа Шапошников на сцену не выходил — в это время он уже летел в Москву, чтобы в телеэфире пригласить жителей российской столицы на постановку по пьесе Шварца "Голый король", которая в октябре отправится на гастроли в Московский драмтеатр имени А. С. Пушкина. В роли короля — сам "ваш покорный слуга". Ни у кого уже не вызывает сомнений, что король он совсем не голый. Хоть и шьет свои наряды и декорации буквально из ничего — очень скромного бюджета, которые государство выделяет, "самому низкому из всех театров Латвии".

"Я хотел показать, что даже при скуднейшем финансировании театра при умелом хозяйствовании и заботе о том, чтобы зарабатывать деньги, а не только тратить из госказны, можно делать очень качественный, достойный и дорогой продукт, о котором потом весьма восторженно отзываются и представители Министерства культуры, которые приходят на спектакли. Увы, это не отражается на бюджете. Уверяю, на этот "роскошный" мюзикл мы не получили никаких особых денег. За исключением небольшого вклада из Латгальского фонда развития, но и без него мы бы не отказались от затеи. У нас почти все спектакли такого уровня по декорациям и оснащению. Все дело в умелом хозяйствовании".

Тут кому-то непременно захочется злорадно хихикнуть про "не замахнуться ли ему на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?" - Шапошников это сделал дважды. Польская режиссер Люцина Сосновска ставила "Гамлета", а сам Шапошников - "Сон в летнюю ночь" на латгальском языке.

Местный язык — особая страсть Шапошникова. В ноябре выходит его очередная премьера - "Ревизор". На латгальский пьесу Гоголя перевела и адаптировала к даугавпилсским реалиям драматург Моника Зиле. "Там будут все латгальские реалии. Вместо городничего — мэр. Ну и так далее, - уточнил Шапошников. - Боюсь, многие себя узнают. А зачем иначе театр?! Впрочем, на отношении мэрии нам грех жаловаться - нас там любят. Надеюсь, что когда-то даугавпилсский муниципалитет будет не просто ставить латки на дороги и социальную сферу, а расправит крылья и устремится ввысь. Почему-то Даугавпилс этого боится — все под ноги смотрит. Это ни в коем разе не укор, а пожелание".

Сам Шапошников летать не боится. Только что труппа вернулась из Бреста с международного фестиваля "Белая вежа", куда мюзикл Шапошникова "Казанова. Генриетта. Венеция". Летом ездили на "Славянский базар" в Витебск с опереттой "Мистер Х". В апреле мюзикл "Джейн Эйр" откроет новый фестиваль в Санкт-Петербурге "Лофт". А в прошлом сезоне театр был участником шести фестивалей — в России, Беларуси, Литве и Казахстане. Везде зовут по второму разу. Не удивительно: на могилевском фестивале "М@рт.контакт" пластическая драма "Близость" из Даугавпилса получил приз зрительских симпатий.

"Должна быть политическая воля и понимание, что такое для Латвии - Латгале, а для Латгале — наш театр, тогда все будет по-честному, - уверен Шапошников. - А сомнений в том, что мы честно работаем, уже ни у кого нет". В общем, тем, кто имеет бессовестность называть Латгалию "депрессивным регионом", надо хоть разок заглянуть в Даугавпилсский театр. А если вспомнить про почин президента Эстонии Керсти Кальюлайд, которая в этом году проводит месяц в "русской" Нарве, то и нашему главе государства не грех пожить в Даугавпилсе месяцок, если не хлеба, то репертуарных зрелищ ему хватит надолго. Да и перед иностранными державами не обидно будет.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!