Foto: Пресс-фото
Этой осенью внешне аскетичный, но пронзительно глубокий фильм российского режиссера Наталии Мещаниновой "Сердце мира" завоевал главный приз Международного Рижского кинофестиваля (Riga IFF). Журналисты Ольга Шакина и Матвей Трошинкин поговорили с режиссером в декорациях Рижского цирка.

Жюри фестиваля "Сердце мира" выбрало единодушно и почти без сомнений выбрало. Наталии Мещаниновой удалось погрузить зрителя в психологически хрупкий, неустойчивый мир главного героя, которого кстати говоря, блестяще сыграл муж режиссера актер Степан Девонин. Действие "Сердца мира" разворачивается на тренировочной станции для охотничьих собак. Персонажи фильма не просто работают вдали от цивилизации, они бегут от нее в мир, где наладить отношения с животными порой легче, чем с людьми.

Наталья начинала свою карьеру режиссера как документалист, а этот факт обычно очень сильно влияет на все дальнейшее творчество режиссера. Поэтому свой уже второй полнометражный фильм Мещанинова снимает максимально реалистично. Ее актеры в фильме не играют, а живут перед кинокамерой "собачьей органикой".

Однако внимание зрителей привлекла не только глубина отношений внутри фильма, но и поднятая социально острая, неоднозначная и очень спорная в современном обществе тема отношений человека и дикой природы, а точнее диких животных. За пару часов до вручения награды мы встретились с Наталией, чтобы обсудить проблематику ее нового кино. Почти сразу в нашем разговоре всплывает факт того, что после выхода фильма её стали травить в социальных сетях зеленые активисты-моралисты:

– Мне начали приходить письма с угрозами, – говорит Наталья.

– А угрожают чем?

– Найдем, расцарапаем лицо...

Не обратив внимания на то, что лесная зоостанция в фильме - лишь фон для рассказа о человеческом одиночестве, автора обвиняли в политической пассивности, отработке заказа мифического браконьерского лобби, очернении образа зоозащитника (причем обвиняли чаще всего те, кто картины не видел). В беседе с Delfi Наталия расставляет точки над i:

- Кино у нас не про браконьеров. У нас действие разворачивается на станции, где собаки работают в норе по лисе. Это не запрещено законом. Да, конечно, животные испытывают стресс во время схватки - но кто не испытывает стресс, давайте начнем с этого?

Надо оговориться, что Наталья и ее муж опытные собаководы и давно сами держат охотничьих собак. Тем самым тема фильма была, что называется, "прожита" и родилась органично из окружающей их действительности: "Я могу согласиться [поговорить] с защитником животных только после того, как он поедет на такую станцию и неделю на ней поживет. Сходит на охоту с охотником и вообще поймет, как все устроено".

Но один факт существования таких станций вызывает закипающее негодование в головах людей, которые сочувствуют животным и готовы бороться за их право жить в дикой природе. Люди, которые готовые пойти на всё, чтобы разоблачить "издевательства" над животными и всех выпустить обратно в дикий лес, ни разу в жизни сами не погружались в проблему с головой. То есть они не потрудись выяснить как живут притравочные станции в реальности, в каких условиях там содержаться животные, как они там появляются и какие есть тонкости на тренировочных площадках. Кроме того, в этом деле имеют голос охотники, которые не только охотятся себе на прокорм, но также участвуют в балансировке экосистемы леса. И причастие человека в этом качестве к дикой природе имеет предысторию, равную всей истории человечества.

Такой охотник был консультантом фильма, рассказывает режиссер:

- Наш Юра рассказывал: "Я никогда не убью лося, если я его не дотащу. Я никогда не выстрелю в лося, если понимаю, что я его не убью, что он будет мучиться". При этом убивает лося - его семья живет на нем всю зиму, они едят только дикое мясо, не покупают мяса в магазинах вообще. Не более ли честная это история, чем в норковой шапке стоять с плакатом в руках "Уберите руки от леса"?

- Нет, ну, как правило, с плакатами в руках все-таки стоят убежденные люди, веганы.

Клубок отношений человека и природы, при ближайшем рассмотрении, ну никак не перерубить шапкозакидательскими лозунгами, протестами и травлей в фейсбуке. А если просто всех взять и отпустить, как предлагают природолюбы, то не пройдет и двух лет как на пороге вашего деревенского дома нарисуется медведь и все его семейство, а кабаны с поросятами вспашут весь урожай пенсионеров-огородников, рассказывает обладатель главного приза осеннего рижского кинофестиваля 2018 года Наталья Мещанинова:

- Все, кто боялся посмотреть фильм и все же осмелился, сказали: "Ох, ничего страшного не было, слава богу! А я так боялась, а в конце обрыдалась. От чувств, не связанных ни с какой жестокостью, а наоборот".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!