Foto: Publicitātes foto
Сегодня на сцене Нового рижского театра дают премьеру самого ожидаемого театрального события года - спектакля Алвиса Херманиса "Барышников/Бродский". Билеты давно распроданы, а те, кому они не достались, "готовы купить по любой цене".

Особенно активны в поисках билетов россияне, ведь за 41 год, который прошел с момента бегства из СССР, легендарный танцовщик Михаил Барышников принципиально не посещал Россию. Зато родную Ригу Миша любит: покупает тут собаку, заседает в барах-ресторанах, встречается с друзьями, дает пространное интервью журналу Rīgas Laiks (RL)... В канун премьеры портал Delfi собрал самые интересные факты о Барышникове, связанные с Латвией и Россией.

Три года назад, получая награду Фонда Никсона "За вклад в развитие отношений между Россией и США", Михаил Барышников в очередной раз подтвердил: в его планах визита в Россию не числится. В этом смысле Риге повезло – с родным городом связь танцовщика лишь крепнет. В этом году 67-летний танцовщик практически тут поселился и погрузился в работу над постановкой Алвиса Херманиса "Барышников/Бродский", на которую отчаявшиеся ждать россияне готовы лететь в Ригу и покупать билеты по любой цене.

Рожденный в рижской коммуналке. После войны отца Барышникова – подполковника – направили служить в Ригу. Миша родился в коммуналке на улице Сколас, 36а ("один туалет, одна ванная, никогда не было горячей воды", - описал свое первое жилье танцовщик в интервью журналу RL). С суровым отцом отношения мальчика не ладились. Сыном больше занималась мама, Александра Васильевна - бухгалтер и парторг трикотажного ателье "Майга". Она водила его в театры и первую балетную студию на улице Блауманя.

Foto: No 22. Rīgas vsk arhīva.
На фото: портрет с доски почета Рижской 22-й средней школы - ученик 3-б класса Барышников Михаил.

Первый пионерский "чардаш". Танцами Миша начал увлекаться еще во время учебы в 22-й Рижской средней школе, где до сих пор сохранилось уникальное фото белобрысого паренька в пионерском галстуке с подписью "Барышников Михаил, ученик 3 "б" класса, 1958-й год". Именно тогда Барышников исполнил свой первый публичный танец "Чардаш", в паре с юной солисткой балетной студии при паевом обществе "Латпотребсоюз" Катей Харламовой.

Трагедия с мамой. Когда Мише было 12 лет, его мама трагически ушла из жизни. Мальчик в это время гостил у бабушки на Волге, но сразу вернулся в Ригу. "И все это, извините, по русской традиции, все эти похороны, все эти цветы, ужасно. Все эти открытые гробы…" О том, что мама покончила с собой, он узнал случайно и от чужих людей.

Первый побег. Отношения с отцом не сложились. В то время Барышникова очень поддерживали семьи друзей - однокурсника по хореографическому Андриса Витиньша (впоследствии - танцовщика рижского Театра оперы и балета и фотожурналиста) и одноклассника Миши Майского (в будущем - знаменитого виолончелиста). Помог и первый педагог – Юрис Капралис, который через свою подругу организовал переезд любимого ученика в Ленинград. Во время гастролей в 1964 году Барышникова тайно представили легендарному балетному педагогу Александру Пушкину.

Главный побег. Ровно десять лет спустя Барышников во время гастролей Большого театра в Канаде стал "невозвращенцем". Этот факт своей биографии он называет самым большим везением своей жизни. "Платформа была расчищена. Я расстался с подругой, с отцом отношения почти что прекратились, и была какая-то печаль. В театре никакой креативности не было, я уже оттанцевал все, что мог. Мой педагог умер. У друзей была своя жизнь… Я тогда решил, что у меня жизни там нет… Кто знает, это могла быть сплошная неудовлетворенность всем и самим собой тоже… Я знал, что хотя бы, что бы ни произошло, у меня будет работа и будет интересная работа", - рассказывает танцовщик RL.

Приезды в Ригу. За время своей "западной" жизни он навещал родину не раз. В 1998 году приезжал с дочерью Александрой (от актрисы Джессики Ланж) и сыном Питером (от Лиз Рейнхардт). Навестил могилу мамы и дал два концерта в поддержку родного хореографического училища, тепло вспоминал своих учителей.

В 2008 году Барышников приезжал договариваться с руководством Латвийской национальной оперы о гастролях, а в 2009 году привез программу "Три соло и Дуэт" и возложил цветы на могилу Юриса Капралиса, скончавшегося за полгода до того. Кроме того, Барышников посетил галерею "Даугава", где приобрел две картины латышских художников Каспара Зариньша и Айи Зарини.

Время от времени Барышников наведывается к другу Андрису Витиньшу, чтобы вместе совершить паломничество по могилам всех родных и близких. ("Мы всех обходим. Места детства меня не трогают, а вот на могиле матери я вспоминаю…", - из интервью RL). Весной этого года в Рижской бирже прошла выставка картин из частной коллекции Барышникова

Собака рижской мечты. Миша всегда был одержимым собачником. Еще в детстве вместе с другом Андрисом они решили взять двух собак-боксеров из питомника ДОСААФ, ждали, когда щенки вырастут, а когда их разрешили забрать ("Я взял Анжелу рыжей масти, а Миша – собаку тигровой масти", - вспоминал Андрис Витиньш), отец Барышникова, которому щенок испортил ботинок, заставил Мишу продать собаку. Это была трагедия.

В Ленинграде у Барышникова жил пудель Фома. Как-то во время гастролей в Австралии Михаилу подарили щенка афганской борзой Ерему. Но Фома стал ревновать – пришлось отдать афганца в хорошие руки. После бегства за рубеж Барышников окольными путями, через Финляндию, вывез любимого пуделя и не расставался с ним до самой смерти Фомы. Во время своих первых гастролей в независимую Латвию Барышников вспомнил историю о щенке и купил здесь рыжемастную боксершу, которую увез за океан.

Почему он не посещает Россию. В интервью RL танцовщик признался, что до сих пор не понимает страну, в которой прожил 10 лет. При этом считает, что "Латвия никогда не была советской страной". И поясняет свою позицию так: "Я это сообразил еще в малолетстве. Что я был krievu puika. Я всегда чувствовал, что Рига – это не мой город, что мы здесь – незваные гости. Мой отец был офицером – орден Красной звезды, член партии и все такое. Отец непростой человек был, они с матерью очень плохо жили. Но все, что было плохо, с его "колокольни" - это от латышей и евреев. То есть другие виноваты, а не мы сами… Мои родители никогда в Латвии не чувствовали себя дома. Они так и не выучили язык, не могли общаться. А я уже довольно свободно говорил по-латышски и даже переводил маме в театре…"

Почему Россия не отпускает. Барышников утверждает, что никакой ностальгии по России никогда не испытывал: "Я вырос русским латышом, и отношение к России у меня совершенно однозначное… Тем не менее, интересно и обидно за то, что там происходит… Мне обидно за людей. Потому что казалось, что вроде уже налаживается. И вдруг опять все провалилось. Кто знает, может, сейчас опять перекроют границы и начнется все с начала".

Лучший друг. Одним из лучших друзей Барышникова в Америке был Иосиф Бродский. По словам танцовщика, в отличие от него, "Иосиф действительно любил свое отечество". История, как однажды, стоя у парома Стокгольм-Ленинград, Бродский и Барышников чуть не шагнули на родину, стала легендой. Как вспоминает в интервью RL Барышников, "Иосиф, я думаю, в отличие от меня, склонялся к короткому приезду. Но тут-то они и решили ему дать ему почетного гражданина Петербурга. Мэр Собчак звонит ему и говорит: "Приезжайте, Иосиф Александрович, мы здесь такую элиту созовем!"… Иосиф так повернулся, говорит: "Элиту созовут".

На спектакль Барышникова про Бродского элиту созывать не потребуется – сама придет.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!