Когда мы говорим о насилии, то зачастую все внимание обращено на женщин. Возникает вопрос, а разве мужчины от него не страдают. Однако в рамках подобной дискуссии, как правило, все забывают о том, кто страдает в любой из таких ситуаций — о ребенке. Неважно, направлено ли насилие против него, мамы или папы. Ссоры и агрессия между родителями — катастрофа для ребенка, которая влияет на его будущее.

В рамках рубрики "Woman объясняет" мы продолжаем разговор о насилии. На этот раз вместе с клиническим психологом кризисного центра "Skalbes" Татьяной Гришкиной разберемся, что происходит с ребенком в насильственных отношениях. Всегда ли жизнь вместе с обоими родителями — лучшее решение?

"Я не раз видела, что как пострадавшие взрослые, так и те, кто проявляет насилие, нередко считают — если ребенка в этой семье не бьют, значит все в порядке. Но на самом деле люди не осознают, что дети очень чувствительные", — рассказывает специалист, добавляя, что насилие оказывает влияние не только то, которое было пережито, но и то, которое ребенок просто видел. "Длительно находясь в насильственной среде, ребенок становится несмелым, тревожным, неуверенным в себе и часто сталкивается со своим бессилием".

Пережитое оставляет глубокую травму, существенно влияя на жизнь ребенка во взрослой жизни — он может чувствовать себя неуверенно и несмело. "Есть риск, что он сам может начать проявлять насилие или выбрать похожие отношения, в которых насилие будет проявляться в его сторону". Гришкина указывает, что насилие рядом и дефицит внимания может пагубно сказаться на самооценке ребенка, заставив его искать любовь и нежность в другом месте. Это подвергает ребенка риску использования. "Есть случаи, когда ребенок страдает от педофилов только потому, что они, эти педофилы, эти преступники ведут себя нежнее по отношению к ним".

Специалист подчеркивает, что каждый случай индивидуален и нельзя утверждать, что полноценная семья во всех случаях лучшее решение для ребенка. "Важно не думать о семье формально — семья "ради галочки" никому не нужна". Гришкина указывает на другие потребности ребенка: "Ребенку важно видеть, что родители любят друг друга и любят его. Иначе существует риск, что он научится тому, что решать проблемы можно, применяя силу. Также он может научиться, что есть только два выхода — быть сильнее, быть агрессивнее или быть жертвой".

Ребенку важно, чтобы он непрерывно не испытывал чувство стресса и не переживал за своих близких. "Я слышала довольно много историй, где дети все детство тихонечко думали — "Ну уйди же от отца!" или "Как ты можешь ее бить?". И потом в какой-то степени упрекают родителей, что они так жили вместе, хотя родители, например, мама думала, что жертвует своей жизнью ради ребенка".

Если родители бьют друг друга, то ребенок очень переживает из-за этого. "Если в семье происходит насилие, даже если ребенка не бьют или не трогают, но он так или иначе находится в этой среде, то это равнозначно катастрофе. Если он каждый день является свидетелем этой катастрофы, думает и беспокоится, например, о своей маме, о себе, о своих сестрах, то, конечно, у него нет ресурса идти в школу и учиться".

У ребенка могут возникнуть проблемы с поведением, ухудшиться оценки. "Доказано, если насилие пережито или ребенок является свидетелем насилия, то это может негативно сказаться на интеллектуальном развитии", — говорит Гришкина, добавляя, что это особенно характерно маленьким детям — если в семье кто-то страдает от насилия, развитие ребенка замедляется.

"Порой эти чувства настолько невозможно выдержать, отчаяние настолько большое, что человек может пристраститься к алкоголю, наркотикам, найти плохую компанию". Также следует учитывать, что подросток может чувствовать себя достаточно сильным, чтобы защитить одного из родителей, например, напав с ножом. В таких ситуациях последствия могут быть трагические.

"Ребенок, который растет в такой семье, может научиться тому, что злиться это плохо, поскольку он видел, что злость всегда заканчивается агрессией между родителями. Порой это выражается в том, что он боится сказать, что не согласен, боится высказать свое мнение, боится сказать "нет" кому-то или постоять за свои интересы", — объясняет специалист.

Также очень большой риск заключается в том, что в случае, если у семьи, в которой кто-то страдает от насилия, не предоставляется помощь, ребенок решит, что ничего нельзя изменить. "Он учится тому, что если кто-то делает второму плохо, то помощь невозможна, это не осуждается и может продолжаться. Намного больший риск, что он может искать таких близких людей во взрослой жизни, которые будут делать ему больно".

Узнать подробнее о том, как помочь жертвам насилия, можно здесь.

Серия статей подготовлена в сотрудничестве с кризисным центром "Skalbes". Центр предлагает помощь женщинам, пострадавшим от насилия, и всем, кто попал в другую кризисную ситуацию. Если вы хотите оказать поддержку для реализации этих целей, здесь вы можете узнать, как это сделать.
Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!