Foto: Shutterstock

Пора бы уже начать спокойнее относиться к сквернословию на рабочем месте, считают некоторые профессионалы. А некоторые даже утверждают, что в таком поведении есть свои преимущества, выяснил обозреватель BBC Capital.

Сейчас может показаться смешным, что в 1939 году создателям фильма “Унесенные ветром” пришлось немало побороться за то, чтобы включить в него знаменитую реплику Ретта Батлера “Если честно, моя дорогая, мне наплевать”.

В наши дни ругательства слышны повсюду, и мы сами в этом виноваты. По итогам одного исследования выяснилось, что почти 90% британцев нецензурно ругаются (в среднем 14 раз в день) и почти никто из них не считает это оскорбительным.

Так если все этим занимаются и если всем на это наплевать, может быть, пора перестать хвататься за сердце и принять сквернословие на работе как должное?

По правде говоря, многие из нас так и делают. И хотя профессиональный мир этого не одобряет (или делает вид, будто не одобряет), некоторые ученые полагают, что сквернословие имеет свои преимущества.

Правильный имидж

Правда ли, что сквернослов выглядит глупо и непрофессионально?
Многие считают, что на работе лучше следить за языком. Судя по результатам опроса, проведенного сайтом по трудоустройству CareerBuilder, 81% сотрудников считают нецензурную брань признаком непрофессионализма.

По мнению большинства, употребление ругательств также свидетельствует о незрелости, отсутствии самоконтроля и даже, возможно, не очень высоком интеллекте.

“Может быть, вы недоумеваете, что тут плохого, но подумайте — а что тут хорошего? Выругавшись, вы можете почувствовать себя лучше, но это не добавит вам авторитета, не покажет силу вашего характера, не уладит разногласий, не подчеркнет ваш ум и не поможет вам продвинуться по службе”, — утверждает Джеймс О’Коннор, автор книги “Брань-контроль” (Cuss Control), посвященной борьбе со сквернословием.

Но ведь известные люди тоже позволяют себе крепкое словечко! Руководители крупных компаний, такие как бывший гендиректор американского интернет-портала Yahoo Кэрол Барц и действующий гендиректор немецкой компании мобильной связи T-Mobile Джон Лежер, преспокойно употребляли на публике непечатные слова и выражения.

Даже президент США Барак Обама после разлива нефти в Мексиканском заливе в 2010 году выступил со своим знаменитым заявлением о том, что пытается понять, “чью задницу надрать”.

Так что, очевидно, не для всех сквернословие стало помехой на пути к карьерным высотам.

Изначально его не приняли за своего, но стоило ему обматерить другого сотрудника, как все изменилось, словно это был обряд посвящения, который помог ему наладить прочные и душевные отношения с остальными.

Соавтор этого исследования Иегуда Барух, который сейчас занимает должность преподавателя в школе бизнеса при Саутгемптонском университете (Великобритания), говорит, что не только чернорабочие ругаются как сапожники.

“Все мы люди, и даже если вы заслуженный юрист, вы тоже можете крепко выругаться”, — утверждает Барух.

Но как это помогает делу? Ковровые бомбардировки офиса нецензурными выражениями, конечно, не обеспечат вам продвижения по карьерной лестнице, но уместное их употребление может сослужить вам службу.

“Я не говорю, что это важно для повышения, но одним из критериев является способность наладить взаимодействие с людьми. В определенных обстоятельствах сквернословие — это тоже способ взаимодействия”, — считает он.

Две стороны одной медали

Впрочем, это может свидетельствовать и о том, что сквернословие — более серьезная проблема, чем кажется на первый взгляд.

Если оно служит для укрепления уз в группе, не может ли это происходить за счет исключения из нее других?

И если это так, не может обстановка на работе стать в результате более враждебной?

“Ругательствами обычно выражают гнев или отрицательное отношение, что может оказаться заразительным и сделать атмосферу на работе гораздо менее приятной”, — говорит Джеймс O’Коннор.

Действительно, настоящая проблема, связанная со сквернословием, как раз и проявляется в рабочей обстановке.

“Все зависит от контекста”, — считает Роланд Хассол, который живет в Сиднее и работает в австралийской юридической фирме Sparke Helmore, специализируясь на трудовых спорах.

В его фирму еженедельно поступают дела, в которых содержатся жалобы на сквернословие. Но, как правило, такая жалоба в них не единственная и чаще всего даже не главная.

В большинстве мест работы сегодня не заботятся о том, чтобы не оскорбить чей-нибудь изнеженный слух. Работодатели заинтересованы в создании гармоничной обстановки, способствующей повышению производительности.

Жалобы сотрудников, в которых упоминается сквернословие, чаще всего имеют более серьезную подоплеку — например, запугивание или домогательства.

“Сегодня общество гораздо менее придирчиво относится к речи, чем, скажем, в 1960-е годы”, — отмечает Хассол.

Однако из этого правила есть очевидное исключение. К сексистским и расистским высказываниям относятся гораздо менее терпимо, и здесь легко перейти юридическую грань, за которой сквернослову могут быть предъявлены обвинения в сексуальном домогательстве или дискриминации.

“В большинстве судов или комиссий без колебаний поддержат дисциплинарные взыскания по таким делам”, — предупреждает он.

Цельтесь точнее

Но если сексистские и расистские высказывания справедливо находятся под запретом, то существуют и другие проверенные правила, которым необходимо следовать, чтобы избежать проблем.

Если вы не уверены в том, что это безопасно, старайтесь не выражаться при детях, рядом с микрофонами, при клиентах, пациентах или представителях потенциального работодателя на собеседовании.

Время, место и тон имеют такое же значение, как и выбор выражения
Кроме того, ругаться на живого человека более рискованно, чем, например, на бумагу, застрявшую в принтере.

Время, место и тон имеют такое же значение, как и выбор выражения. Но суждение о том, что допустимо, а что находится за гранью, получается субъективным и размытым, а иногда и вовсе нелепым.

На другом конце спектра находятся страны, где ругательства запрещены законом.

Недавно американского рэпера Кертиса Джексона, известного под псевдонимом 50 Cent, арестовали и оштрафовали за употребление грубого ругательства на одном из своих концертов в островном государстве Сент-Китс.

В Объединенных Арабских Эмиратах предусмотрены еще более серьезные наказания даже за сквернословие в интернет-мессенджере.

Определить, что приемлемо в других культурах, может быть очень непросто. Хотя во многих западных странах ругательства с религиозным подтекстом утратили свою остроту, на Ближнем Востоке по-прежнему действуют законы, запрещающие богохульство.

В некоторых азиатских культурах, не к месту выругавшись, можно потерять лицо и испортить отношения. Даже в США существуют большие расхождения во взглядах на то, что можно счесть оскорбительным.

Короче говоря, если не знаешь правил, лучше проявить осторожность.
Впрочем, одна журналистка из Сиднея, которая попросила не называть ее имени, нарушила почти все правила и, как оказалось, к лучшему.

По ее словам, высказав своему начальнику в лицо все самые оскорбительные замечания, она завоевала его уважение.

Она делала репортаж в жаркий летний день и попросила руководителя администрации прислать ей бутылку воды и бутерброд, когда он будет менять состав операторов.

Ни воды, ни бутерброда она так и не дождалась, и во время пресс-конференции девушка упала в обморок.

Позже она позвонила шефу и громко обозвала его так, как некоторые не назовут даже злейшего врага.

“Я очень рада, что сказала это, и, мне кажется, бранные слова помогли мне выразить, насколько сердита и расстроена я была. Может быть, это было не очень профессионально, но, думаю, этим я завоевала гораздо больше уважения как профессионал”, — утверждает она.

“Потом он сказал, что после этого случая зауважал меня и с тех пор стал искренне заботиться о том, чтобы у меня все было в порядке (но без снисходительности — наверное, он просто осознал, что я не робот)”.

Но опять-таки — все зависит от контекста. В этом споре у журналистки было моральное преимущество, и она работает в офисе, где ругательства считаются нормой.
Возможно, в другом месте эта история закончилась бы совсем иначе.
Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!