В центре индийского штата Мадхья-Прадеш расположен небольшой городок Кхаджурахо. Вроде бы самый обычный индийский город, со своей историей, культурой и традициями. Один из тысяч себе подобных. Но всемирно известным Кхаджурахо стал благодаря своим эротическим храмам.

В декабре 2013 года на ЛГБТ-сообщество Индии обрушился сокрушительный удар: Верховный суд страны постановил, что гомосексуализм является уголовным преступлением. А совсем недавно, в августе 2015, в рамках программы по искоренению детской порнографии и сексуального насилия правительство Индии ввело запрет на более чем 800 веб-сайтов, сочтя их безнравственными.

Но Индия, ныне крайне консервативная страна, не всегда так относилась к запретам, разрешениям или освещению любовных утех. Сказывалось влияние пуританских нравов разных общественных слоев и групп, в том числе династий исламских правителей, британских колонизаторов и собственной касты браминов.

Так, сексуальные нормы до XIII века были куда более либеральными. Они признавали одинаковую значимость как светского, так и духовного начал. Правила секса преподавали в качестве одного из официально признанных общеобразовательных предметов, а "Камасутра", первый в мире трактат о сексе, была написана в период с IV в. до н.э. по II век н. э. И правда, если внимательно приглядеться, память об этих более либеральных временах наглядно присутствует по всей стране. Но порой ее эротическое искусство, выставленное на всеобщее обозрение, сейчас шокирует сильнее, чем в те времена, когда оно создавалось.

Самый откровенный образец

Самый выразительный пример индийского эротического храмового искусства можно найти в Кхаджурахо, в центральном индийском штате Мадхья-Прадеш. Эти элегантные резные индуистские храмы были объявлены объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. Из 85 храмов, построенных в период с 950 по 1050 год при правителях древней индийской династии Чандела, сохранилось только 22.

Если войти на территорию храмового комплекса площадью 6 квадратных километров, может показаться, что песчаник светится как полированное золото от многочисленных паломников и путешественников, приезжающих сюда со всех концов нашей планеты. Местные женщины несут свежие цветы и благовония для своих молитв, в то время как туристы гуляют вдоль внешних коридоров храма, рассматривая замысловатые скульптуры, покрывавшие каждый сантиметр стен.

Эти изображения богов и богинь, воинов и музыкантов, животных и птиц известны всему миру. На первый взгляд, они ничем не отличаются от изображений любого другого храма в Индии. Но при ближайшем рассмотрении, многие из этих скульптур оказываются впечатляющей эротикой, изображающей мужчин, женщин и животных.

Среди прочего здесь можно найти сценки секса втроем, оргий и совокупление с животными. И хотя многие изначально знают, что их тут ожидает, как правило, все всё равно ошеломлены изображениями женщин с формами и мужественных мужчин, изгибавшихся в немыслимых сексуальных позах, рядом со скульптурами благочестиво улыбавшихся богов.

Отдельные камни носят следы повреждений, а некоторые конечности фигур сломаны, но большинство скульптур остаются удивительно нетронутыми несмотря на то, что возраст храмов превышает 1000 лет.

Существует множество теорий происхождения этих эротических изображений. Одна из самых экзотических гласит, что представители царской династии Чандела были последователями тантрических практик, которые базировались на гармонии мужской и женской силы. Правители Чандела поклонялись своему культу в построенных ими храмах, где по их указу фасады украсили изображениями сексуального характера, проповедующие таким образом их цели.

Другие теории имеют отношение к той роли, которую сами храмы играли в те далекие времена. Они считались в равной степени местами постижения знаний и поклонения, особенно в том, что касается изящных искусств, не исключая искусства любви. Также имеет место мнение, что изображение сексуальных сцен в храме считалось хорошим знаком, так как означало новое начало и новую жизнь.

Кроме того, индуизм традиционно считает секс важной частью жизни, что объясняет, почему сексуальные сцены естественно перемежаются со сценами, изображающими другие занятия – такие, как война или поклонение богам. Тот факт, что сексуальные сцены расположены на виду, а не спрятаны в темном углу, убеждает нас в том, что их создатели предназначали их для всеобщего обозрения.

Как удалось избежать гнева полиции нравов

Странно, но до сих пор нет ни одного объяснения, почему эти богато украшенные храмы были построены именно в Кхаджурахо. Даже нет письменных свидетельств существования какого-либо царства в этих краях.

Скорее всего, сохранность этих откровенных сцен связана с тем, что в течение нескольких веков они были надежно изолированы от внешнего мира в отдаленной местности, заросшей настолько густым лесом, что их сумел заново открыть капитан английской армии в Бенгалии Т.С. Берт только в 1838 году. На самом деле, совершить путешествие Берта уговорили его индийские подданные – сам он не верил, что найдет что-то интересное в таком удаленном месте. Этим мистическим храмам удалось избежать гнева индийской полиции морали, которая в последние годы запретила и уничтожила ряд культурных артефактов от книг Салмана Рушди до живописи индийского модерниста Макбула Фида Хусейна.

Прогуливаясь по храмовому комплексу и разглядывая древние эротические изображения, еще более любопытным, чем выразительные изваяния и скрывающаяся за ними история, может показаться то, как целые семьи индусов молча внимают речам экскурсоводов, когда те анализируют некоторые особенно пикантные сцены, высеченные высоко на стенах величественного храма Кандарья-Махадева.

Никто из взрослых не поведет здесь удивленно бровью и не смутится, а ни один ребенок не засмеется. Очевидно, искусство не вызывает возражений, когда речь идет о религиозном контексте. А Кхаджурахо таит в своих стенах лучший урок толерантности для современной Индии.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!