Foto: Shutterstock

Приручать собаку древним людям пришлось дважды, выяснили ученые. Где и когда человек обрел четвероногого приятеля и почему не следует отказывать влюбленным мужчинам, рассказывает отдел науки "Газеты.Ru".

Французский естествоиспытатель и выдающийся специалист в области зоологии Жорж Кювье, живший на рубеже XVIII--XIX веков, однажды заметил: "Собака составляет самое замечательное, совершенное и полезное из всех приобретений, которые когда-либо делал человек".

Однако среди ученых до сих нет единого мнения о том, как именно произошло одомашнивание собаки.

Недавно ученые провели очередное исследование генома собаки, чтобы установить, как, где и когда человек приобрел четвероногого друга. Масштабная научная работа объединила генетиков из Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, США, Швеции, Венгрии, Румынии. В международную команду исследователей вошел и российский ученый — Михаил Саблин, сотрудник Института зоологии РАН. Полный текст статьи был опубликован в последнем номере журнала Science.

Foto: Shutterstock
Ранее подобные исследования уже неоднократно проводились. Однако, несмотря на долгую историю изучения, установить точный период и место одомашнивания четвероногих друзей человека пока не удалось. Некоторые зоологи предполагают, что человек приручил собаку уже в период позднего верхнего палеолита, около 30 тыс. лет назад. По поводу того, где именно это произошло, единого мнения также нет: в качестве возможных вариантов ученые выдвигали Европу, Среднюю и Восточную Азию. Неясны и детали процесса одомашнивания: ученые продолжают спорить о том, сколько этапов насчитывал процесс доместикации, склоняясь к тому, что произошло это один раз.

Тем не менее в истории развития четвероногих друзей человека есть и то немногое, что пока не вызывает сомнений у ученых: они склонны полагать, что

самый древний вид домашних собак появился в Европе 15 тыс. лет назад, а в Азии — 12,5 тыс. лет назад.

В ходе последнего исследования команда ученых проанализировала 59 последовательностей митохондриальной ДНК (мтДНК) древних собак, обитавших на территории современной Европы 14–3 тыс. лет назад. Митохондриальная ДНК, как следует из ее названия, находится в митохондриях клетки и у подавляющего большинства многоклеточных организмов наследуется по материнской линии. Выбор мтДНК вместо ядерной (которая находится в ядрах клеток и состоит из молекул ДНК, содержащихся во всех хромосомах клетки) обусловлен задачей данного исследования. "Материнская" ДНК несет информацию о гаплотипе каждого конкретного вида. (Гаплотип — это совокупность всех форм одного и того же гена на локусах одной хромосомы).

Foto: Shutterstock
Сравнивая различные гаплотипы, ученые объединяют их в гаплогруппы — именно они могут сообщить, к какой генеалогической ветви относится изучаемый вид, а также подсказать место его появления. "Прочитав" ДНК древних собак, ученые сравнивали полученные данные с генетическим материалом волков и нескольких сотен сравнительно недавно выведенных пород собак, распространенных на территории Европы и Восточной Азии, в частности в Китае, на Камчатке и в западной части Сибири.

В ходе работы ученые выяснили немало интересных фактов. Так, оказалось, что волчья собака Сарлоса, полученная в 1930-х годах путем скрещивания волка и немецкой овчарки, по набору генов резко отличается от других пород. Эти данные помогут ученым более точно определить место данной породы среди других видов. Также на основе генетических данных исследователи выдвинули предположение о том, что гренландские собаки и сибирские хаски имеют смешанное происхождение:

скорее всего, предки этих четвероногих были из разных регионов. В конечном итоге было установлено, что генетический материал собак-"азиатов" и "европейцев" сильно отличается между собой.

Кроме того, ученые провели комплексный анализ генома (28 пар хромосом) древней охотничьей породы ирландских волкодавов. Ранее ДНК данного вида была извлечена из останков, найденных на территории Ньюгрейнджа, что неподалеку от Дублина. Кстати, Ньюгрейндж интересен еще и самыми древними из сохранившихся культовых сооружений, которые датированы 3 тыс. до н.э. Специфическую ирландскую породу собак, которую, как предполагается, вывели в эпоху неолита, приблизительно 4,8 тыс. лет назад, также именуют вольфхундом — дословно это название переводится как "волк-собака". Внешне, однако, ирландские волкодавы мало похожи на своих ближайших родственников — разве что серым окрасом шерсти. Среди других пород вольфхунды выделяются своими габаритами, почти догоняя по росту пони. Порода даже отмечена в Книге рекордов Гиннесса как самая крупная: высота в холке вольфхунда может достигать 90 см.

Как почти пять тысячелетий назад, так и сейчас ирландские волкодавы отличаются выносливостью и силой. На охоте они помогали кельтам справиться с волками и кабанами, а несколько собак могли одолеть и медведя. Древние ирландцы очень почитали своих питомцев и слагали легенды о появлении породы. Согласно одному из преданий, друид полюбил прекрасную принцессу, но она не ответила взаимностью. Тогда он разозлился и превратил гордую девушку в собаку. До сих пор о вольфхундах говорят, что они обладают своенравным характером, человеческим разумом и королевской кровью.

Foto: Shutterstock
Результаты генетического анализа этой древней ирландской собаки показали, что все ее родственники обитали в Европе.

В свою очередь, это доказывает, что клады (группы организмов с одним общим предком), обитавшие на противоположных концах континента, разошлись раньше, чем появилась порода.

Пройдя все необходимые этапы исследования, научная группа сформулировала следующую гипотезу: доместикация собак осуществилась дважды на разных концах Евразийского континента. Древние люди смогли приручить два потенциально вымерших вида волков с различным набором генов, возможно, еще до появления оседлого земледелия. Вид, появившийся на Востоке, мигрировал вместе с людьми 14–6,4 тыс. лет в сторону Европы, где частично заменил породу, одомашненную в период палеолита.

И все же ученые признают, что, учитывая сложность истории развития вида собак и неопределенность темпов генетических мутаций, а также небольшое количество археологических данных, предложенная версия остается гипотетической. Дальнейшее секвенирование ДНК древних пород собак и волков в сочетании с детальным исследованием останков предоставит необходимые данные, чтобы поставить точку в истории о том, как же все-таки человек подружился с собакой.