Фото: LETA
У Латвии нет объективных предпосылок для реиндустриализации, и для страны гораздо более реальным сценарием является развитие сферы услуг. Об этом в интервью изданию "Деловые вести" заявил глава Латвийского агентства инвестиций и развития Андрис Озолс.

"Мы говорим лишь о том, что нам положено в этой стране производить лишь такие вещи, которые сам бог нам велел производить. А если по каким–то позициям у нас нет козырей — не надо и пытаться, - отметил Озолс. - Вот, например, эстонцы собирают некоторые модели телефонов Nokia. Но женщины там за этот ручной труд получают меньше, чем женщины зарабатывают в Лиепае или Вентспилсе на ручной сортировке рыбы и креветок. Основная же добавленная стоимость — не дешевая сборка в Эстонии или Китае, а в Финляндии, где этот телефон создают, программируют, а потом лишь размещают сборку там, где дешевле. И тут нам с Китаем конкурировать глупо, если большой прибавочной стоимости нет. Исключение — те позиции, где цена очень зависит от транспортировки. Например, железобетонные или теплоизолирующие панели из Китая возить очень дорого — и поэтому это просто нелогично".

Озолс полагает, что у Латвии нет объективных предпосылок для реиндустриализации. "Знаете, мы частично разрушили ранее существовавшие кластеры, и сейчас я не вижу объективных предпосылок, чтобы надежды на 30% (доли промышленности в ВВП - Ред.) мне казались реальными, - отметил глава LIAA. - Во–первых, у нас стоимость электроэнергии уже сопоставима, а во многих случаях и выше, чем в развитых странах. Цены на газ выравнялись. Если разместить тут капиталоемкое производство, основные издержки идут не на зарплаты, по которым мы пока — именно пока! — конкурентоспособны, а на обслуживание банковского финансирования и на энергозатраты. Иными словами, построить завод на десяток работников в Германии может оказаться дешевле, чем в Латвии: там более налажены традиции, инфраструктура".

"В итоге на сегодняшний день в Латвию из той же Скандинавии перемещаются такие производства, где в силу причин невозможна полная автоматизация, и тут мы пока привлекательны именно из–за относительно дешевой рабочей силы. Причем это обычно небольшие производства, крупные чаще логично перенести в Китай. Наш размер для производства — до 50 работников, а если нужно 300 — с этим уже возникают проблемы", - отметил Озолс.

В то же время глава LIAA полагает, что если в экономике есть сильное производство, то она менее уязвима перед возможными колебаниями рынка: "Даже в кризис закрыть завод куда сложнее, чем закрыть офис, где сидят 100 "айтишников". Но тем не менее подготовить специалистов информационных технологий — это более реально. Например, в Лиепае недавно разместилось иностранное предприятие Cytec, создав более сотни рабочих мест — и это история успеха работы агентства. Американская IT–компания, более 3 миллиардов долларов годового оборота, а обслуживание определенных функций по персоналу — это теперь делается в Латвии. Сейчас у них 125 рабочих мест, будет около 300".

"Посмотрите на тенденции в Европе, принцип соединенных сосудов, увы, срабатывает: латвийцы теперь могут эмигрировать еще и в Германию. И развить свою промышленность просто призывом — давайте–ка, господа рисковые капиталисты, вкладывайте сюда свои деньги! — это наивно. Тем более если мы сами между собой признаем, что особых причин для такого вклада именно в Латвию нет, и нам просто очень этого хочется", - отметил он.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !