Подержи провода

Сколько бы они не рассказывали о своем знакомстве, эмоции возвращаются снова и снова. Это было в 1957 году. Летним вечером в Скулте местные готовились к балу. Красавица Берта в тот вечер ждала своего поклонника Эвалда из Риги. Между тем, уверенный в себе Эрнестс уже ехал из Риги за рулем "Победы" своего начальника и надеялся встретиться с девушкой, на которую уже положил глаз. По пути на дороге он встретил на Берту. Их первый разговор не был долгим, однако в итоге беседа затянулась на десятилетия.

"Выяснилось, что девушка, к которой я ехал, успела найти себе другого. Ну, что делать - долго я не переживал. А поклонник Берты в тот вечер так и не приехал. Я решил действовать и пригласил ее на бал", - рассказывает Эрнестс. "Не показался он мне каким-то особенно симпатичным. Обычно если я не хотела идти танцевать, то я долго как бы застегивала туфли. А этот все стоял и ждал. Ну, и пришлось-таки идти танцевать", - вспоминает Берта. Они протанцевали вместе весь бал, и ближе к утру Эрнестс развозил всех по домам. Ему нужно было придумать способ, как удержать Берту возле себя подольше. И он такой способ нашел.

"Я же ничего в машинах не понимала, это была редкость. А он мне показал какие-то провода под приборной панелью и попросил их подержать, иначе, дескать, машина не поедет. И я как дурочка, согнувшись, держала эти провода, пока он развозил всех по домам. В конце концов мы остались последними. Я только спустя годы узнала, что это была чистая выдумка, с машиной все было в порядке", - Берта до сих пор грозит Эрнестсу пальцем. Тот полон гордости по поводу своей выдумки: "Мне в ней нравилось абсолютно все! Нужно же было что-то выдумать!"

Общее решение превыше всего

Берта, между тем, начинает готовить бутерброды для Эрнестса, который уже очень плохо видит. Эрнест просит ее быть осторожной, когда она встает с помощью клюки и пересекает кухню. За спиной у обоих долгая жизнь. "До сих пор напоминает мне, что он моложе меня, - говорит Берта. - А я ему отвечаю: на жалких три месяца!"

В браке у них родилось два сына, теперь в семье пять внуков и правнук. "У нас никогда не было такого, чтобы один был в чем-то лучше, а второй хуже. Всегда могли все обсудить и в конце концов договориться", - делится секретом долгой совместной жизни Берта. Вместе они пережили многое: несколько лет ютились в одной комнате с мамой Берты и детьми. Потом дождались и своей квартиры. И Берта, и Эрнестс считают детей настоящим "клеем", скрепившим эту семью. Именно заботы и время проведенное с детьми, а также совместный отдых давали им огромную радость. "Вообще-то семью формирует женщина. Сплочения можно добиться только с помощью любви. Никогда мы не кричали друг на друга, не ругались. Вроде бы у мужчины всегда последнее слово, но Эрнестс скажет и смотрит, что я отвечу... Ну, и получается, что последнее слово все же у меня", - говорит Берта. "Нет, у обоих. Общее решение всегда есть", - вмешивается Эрнестс.

Не принимать чужие нечистоты

Важна и еще одна вещь, полагает Берта. Нельзя позволять чужим людям вмешиваться в свою жизнь: "Многие не могли понять, как мы можем так хорошо жить вместе. Шептали разное, но я не верила тому, что мне пытались рассказать. Важно, кто это говорит. Если бы сказала мама или кто-то из близких, я бы, может, и поверила. А со стороны - нет. Есть люди, у которых в своей семье полно нечистот, и они хотят вывалить их на других. Наше решение - не принимать эти ведра помоев, и тогда злоумышленник ничего тебе не сделает. Ничего!"

Эрнестс кивает головой: все нужно обсуждать вместе. Если вдруг не знаешь, что делать - не надо идти собирать советы, надо самим сесть и все обсудить. "Сохранить семью - это труд. Нельзя оставлять отношения на самотек. Мы вроде бы просто живем, ничего не планируем, но все же друг за другом присматриваем", - улыбается Берта. "В чужом гнезде счастья не найдешь", - согласен Эрнестс.

25-летие свадьюы они отметили с размахом - с церемонией в загсе, накрытыми столами, новыми кольцами. Будут ли отмечать 55-летие свадьбы этой осенью? Пока неизвестно, это зависит от самочувствия. "Не стоит планировать, все равно жизнь внесет свои коррективы", - в заключение говорит Эрнестс.

Перевод с латышского