Foto: Reuters/Scanpix
Скандал с зараженными фипронилом куриными яйцами затронул уже 7 европейских стран. После Германии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и Швейцарии, где этот продукт изымают с прилавков магазинов, пришел черед Франции и Великобритании, заявили в Еврокомиссии.

Как это стало возможным, и почему система контроля качества сельхозпродуктов в ЕС в данном случае не сработала, разбиралось немецкое издание Deutsche Welle.


Foto: Reuters/Scanpix/LETA
"У нас все под контролем", — заверяла представитель Еврокомиссии 4 августа, говоря о ситуации с миллионами куриных яиц из Нидерландов и Бельгии, которые в Германии были предусмотрительно изъяты из торговли, поскольку могли содержать фипронил — вредное вещество, применяемое для борьбы с насекомыми.

7 августа высказывания из Брюсселя звучали уже осторожнее: "Естественно, мы можем предупреждать лишь о том, что нам сообщают страны-члены Евросоюза". Между власти Бельгии признали, что они уже в начале июня знали о возможном загрязнении яиц фипронилом, при этом бить тревогу на уровне ЕС впервые начали только 20 июля. Задержку бельгийские власти объяснили тем, что не хотели мешать расследованию, которое прокуратура страны проводила в отношении причастных к инциденту компаний, подозреваемых в мошенничестве.


Foto: Reuters/Scanpix

С 1979 года при Еврокомиссии действует механизм RASFF (Rapid Alert System for Food and Feed — Система быстрого оповещения о продуктах питания и кормах), предназначенный для отслеживания некачественных продуктов.

Возможностями RASFF пользуются государства ЕС, сообщая о том, когда и где ими было обнаружено вредное для здоровья человека продовольствие. Ежедневно в RASFF приходит информация, например, о найденных сальмонеллах во Франции, испорченных напитках с повышенным содержанием белка из Дании, протухшей рыбе из Испании или — как в данном случае — о зараженных яйцах в Нидерландах.

Катрин Страгье из бельгийского ведомства, занимающегося надзором за качеством продуктов, объясняет, что проблема с фипронилом всплыла в одном из местных предприятий. Регулярного контроля за использованием фипронила или даже за содержанием его в продуктах питания в Бельгии нет, признала Страгье: "Такого вида тесты не входят в наш стандартный перечень".

Местная газета De Standaard добавила, что такие тесты едва ли возможны, поскольку в стране нет лаборатории, которая могла бы выявить наличие фипронила. Тем временем в бельгийских магазинах яйца можно купить без проблем. При этом на 57 предприятиях, занимающихся их производством, идут проверки. Их продукция не поступает в супермаркеты, сообщают власти страны.


Foto: Reuters/Scanpix

Власти Нидерландов подчеркнули, что на рынок больше не поставляются яйца, которые могут содержать следы фипронила. Именно в Нидерландах расположены до 180 предприятий-производителей яиц, которые были клиентами компании, поставившей им закупленный в Бельгии у фирмы из города Венде биологический инсектицид с подмешанным к нему фипронилом.

Газета De Volkskrant написала, что многие фирмы-производители использовали этот бельгийский инсектицид более года, так что вполне может быть, что эта проблема существует намного дольше, чем о ней известно.

Действительно ли зараженные фипронилом яйца столь опасны для здоровья, как предполагают немецкие крупные торговые сети, в Нидерландах не уверены. Здесь ссылаются на то, что даже немецкий Федеральный институт по оценке рисков (BfR) не видит угрозы для здоровья взрослого человека при нормальном объеме потреблении таких яиц.


Foto: Reuters/Scanpix/LETA

Cкандал уже вышел на политический уровень. Министр сельского хозяйства Германии Кристиан Шмидт выразил разочарование тем, что бельгийские власти с опозданием проинформировали о ситуации с загрязнением яиц фипронилом. Его бельгийский коллега Денис Дюкарм в одном из интервью отметил, что расследования прокуратуры не являлись основанием для утаивания информации о возможной опасности для здоровья потребителей.

"Мне непонятно поведение ведомства по надзору за продуктами", — посетовал Дюкарм. Это ведомство было основано в 1999 году после скандала с обнаружением опять-таки в куриных яйцах высокотоксичного диоксина. Диокисновый скандал тогда также вышел на европейский уровень, его расследованием в Бельгии занимался специальный уполномоченный Фредди Виллокс.

Сейчас он обвиняет бельгийские власти в том, что они слишком долго тянули с обнародованием информации о фипрониле, совершив те же ошибки, что и в 1999 году. По мнению Виллокса, это нанесло ущерб доверию среди европейских партнеров и рядовых потребителей.


Foto: Reuters/Scanpix
В Германии с оптимизмом смотрят на перспективы решения проблемы с фипронилом, сигнализируя об отбое тревоги. "Вентиль закрыт. Нам удалось остановить поступление загрязненных яиц в торговлю", — отметил Фридрих-Отто Рипке, глава KAT — ассоциации, осуществляющей контроль над соблюдением экологических стандартов при производстве яиц.

По словам Рипке, потребители могут вновь без всяких опасений покупать этот продукт, произведенный в Германии. Почти каждое яйцо в немецких супермаркетах — из предприятий, входящих в КАТ, которая объединяет 2200 фирм по всей Европе.

Однако Кристиан Шмидт считает, что говорить о завершении скандала рано. "Я не могу дать гарантии, что мы полностью выявили все виды загрязнения и пути доставки зараженных яиц", — признал министр в интервью радио Antenne Bayern.

А для бизнеса приближается время подсчета убытков. Йохан Боонен из нидерландского объединения предприятий птицеводческой отрасли LTO полагает, что еще пройдут недели и месяцы, прежде чем сфера производства яиц оправится от удара, вызванного скандалом. Вероятно, в Нидерландах будут уничтожены сотни тысяч куриц-несушок, имевших контакт с фипронилом.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!