Авиация не терпит ни хаоса, ни суеты, поэтому взлетно-посадочные полосы на аэродромах размечены и освещены не просто так, а в строгом соответствии с определенными правилами. Конечно, пассажирам в боковые окна видно не много, однако когда вы в следующий раз полетите на большом лайнере и у него будет носовая камера, изображение с которой транслируется в салон, вы сможете увидеть все, о чем мы сейчас напишем.

Большая часть из того, о чем мы напишем, характерна для больших аэропортов. В маленьких, в силу их размеров, часть разметки или огней может быть просто не актуальна.

Разметка

Каждая взлетно-посадочная полоса (ВПП) строго размечена. Впрочем, все они размечены по одному и тому же принципу. Так, ВПП начинается с небольшой полосы безопасности, зоны, помеченной желтыми "шевронами". Она предназначена для защиты поверхности земли от "обдувания" ее реактивной струей лайнеров при взлете. Самолетам садиться на нее и взлетать с нее запрещено, так как она, как правило, не рассчитана на их вес.

После концевой полосы безопасности идет т.н. смещенный торец, зона с нарисованными белыми стрелками. Касаться ее в штатной ситуации при взлете и посадке также запрещено, но находится (например, перед взлетом), уже можно.

Густые белые полосы, идущие после смещенного торца — это, собственно, сам торец. Линии на нем имеют всем известные размеры и опытные пилоты по количеству линий могут вычислить ширину полосы. "Зебра" хороша видна издалека, на нее уже можно садиться и с нее можно взлетать.

После торца идет номер полосы и буква — L, R или С. Буквы применяются в том случае, если на аэродроме есть несколько параллельных полос, в этом случае L будет left, лево, R — right, право, ну а центр и в Африке будет C. Номер полосы всегда связан с ее магнитным курсом, то есть если магнитный курс полосы 72 градуса, то ее обозначение будет "07". Каждая полоса направлена в обе стороны, потому с другого торца ее курс в данном случае будет 252 градуса, а номер, соответственно, 25.

На расстоянии в 300 метров от порога находятся два больших белых прямоугольника, это — зона приземления, в ней приземляться уже просто "надо".

Кроме того, на каждой полосе должна быть осевая линия, а через каждые 150 метров рисуются параллельные белые прямоугольники, которые позволяют пилоту легко удерживать самолет в центре полосы и понимать, что он находится в зоне приземления.

На рулежных дорожках при выезде на ВПП часто можно увидеть большие красные квадраты с номерами — это ориентиры для пилотов, а в квадраты вписаны номера полосы (например, из примера выше, "7-25"). Наконец, желтая разметка с номерами и отметками ближе к аэропорту — это линии, связанные с гейтами.

Освещение

Посадка — критический момент любого полета и она всегда выполняется визуально, то есть пилотирующий член экипажа должен видеть, куда он, собственно, сажает машину и не важно, туман над аэропортом или же на дворе просто ночь. Поэтому любая ВПП освещена гораздо ярче любой новогодней елки — лайнеры встречает море огней и каждый огонек в нем имеет конкретное значение.

Например, длинная белая линия у края полосы — это огни световых горизонтов, их задача, это помощь пилоту в понимании, каков поперечный крен воздушного судна при заходе на посадку. По правилам при посадке пилоты не имеют права использовать горизонт в воздушном судне — только визуальные ориентиры на земле, без огней светового горизонта понять, есть крен или нет, в темноте или тумане было бы затруднительно.

Маленькие зеленые огни на торце ВПП — входные огни, по ним пилоты всегда знают, где торец. Сажать можно уже за ними, однако у зоны приземления есть свои конкретные огни белого цвета.

Две длинные (до 900 метров) белые полоски огней за торцом ВПП — это огни зоны приземления, в темноте или тумане они образуют "виртуальное" продолжение ВПП и позволяют пилоту понять, как воздушное судно ориентировано относительно полосы.

На больших аэропортах также есть отдельные глиссадные огни, которые направлены вверх под определенным углом и состоят из двух частей, белой и красной. Если воздушное судно идет ниже глиссады, то пилот будет видеть красные огни. А еще есть осевые огни, огни концевой полосы безопасности и многие, многие другие.

Вне зоны приземления тоже есть свои огни — в конце полосы, например, есть ограничительные огни красного цвета. Если полоса позволяет быстрый сход, то у нее есть и огни быстрого схода. Все рулежные полосы также обозначаются своими огнями, обычно зеленого цвета. У мест пересечения рулежных дорожек с ВВП есть и особо яркие стоп-огни, выполняющие роль светофоров.

В местах пересечения рулежных дорожек — огни желтого цвета. Вообще на практически всех "перекрестках" стоят "обычные" светофоры, цветовое кодирование которых совпадает с обычным дорожным, за исключением только того, что желтый цвет предназначен для показа направлений и информирования.

Есть еще заградительные огни, часто установленные на автомобили (точнее, прицепы) — они позволяют перекрыть определенные рулежные дорожки или полосы, в случае, если они заняты, например, ремонтом.

Послесловие

Интересно, что, несмотря на то, что технически прогресс идет семимильными шагами, в оборудовании аэропортов по-прежнему используют старые, проверенные временем технологии. Например, на более яркие, надежные и экономичные LED-огни крупнейшие аэродромы мира начали переходить лишь в последние годы.

И речи о том, чтобы, например, заменить все огни на виртуальную систему, которая бы выводила указания прямо в салон, тоже не идет. Во многом потому, что самолеты, будучи построенными, летают десятилетия. А еще есть малая авиация… в общем, никакой замены разметке и огням нет и не предвидится. А потому аэропорты всегда будут раем для любителей таких технических мелочей и нюансов. Если вы — один из них и хотите вникнуть во все тонкости, то вот вам правила американской FFA по разметке аэропортов, изучайте.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!