Страшно, что украдут

Анита Берзиня вспоминает, что начало простым не было. Идея о создании товарищества возникла как результат недовольства некоторых жильцов действиями SIA Kurzemes Nami, которое на тот момент управляло домом. Управляющий «запустил» дом: собирал немалые средства, а вкладывал совсем немного. Правда, была утеплена одна стена, и счет составил 7500 латов. Позже, когда утеплялся весь дом, выяснилось, что та работа стоила максимум 3000 латов. "Когда мы отказались от управляющего, они забрали все, даже флаг", - вспоминает Берзиня.


В построенной в 1975 году пятиэтажке в Иманте 45 квартир. Если бы дом был девятиэтажным, с соседями вряд ли удалось бы договориться, полагает Берзиня. Но и здесь дела шли непросто. Какими были аргументы против? Во-первых, все боялись, что после получения кредита платежи вырастут. Во-вторых, многие просто не представляли, как все будет выглядеть, что будут делать и станет ли на самом деле лучше. "Первое, что я ото всех слышала – всем страшно, что они будут платить, а кто-то украдет. Нам пришлось подготовиться – подсчитать, сколько придется платить по кредиту, сколько за отопление. Хорошо, что рядом, на проспекте Курземес, был уже законченный утепленный дом, один из первых. Я могла взять его в качестве примера, появились реальные цифры", - вспоминает председатель правления.

Сначала соседи создали товарищество. Без конфликтов не обошлось, но для принятия решения хватило большинства голосов. «Если бы не было возможности использовать средства ЕС, мы бы ни товарищество не создавали, ни дом не утепляли. По-моему, без софинансирования не потянуть», - говорит Анита.

Эффект есть

Весь процесс занял два года – от первого собрания в марте 2009 года до марта 2011 года, когда удалось вернуть половину вложенных средств. Само строительство шло с 26 июля до конца октября 2010 года. "Это было не слишком проблематично для жильцов, поскольку работы велись в рабочее время", - отмечает Берзиня и благодарит за работу строителей из VG būvfirma и производителей окон из Mārupes logi.

Стены дома утеплили каменной ватой толщиной 10 см, было заменено 90 окон в квартирах, а также окна в подъездах. Утеплили погреб (потолки и трубы), а также чердак (слой из 25 см эковаты). В квартирах и подъезде установили регулируемые радиаторы, отремонтировали и сам подъезд.

И каков эффект? Жители смогли оценить его зимой 2010 года. "Мы начали отопительный сезон примерно 5 октября, и после сдачи дома можно было сразу сравнивать. В центральной части дома было довольно тепло и до утепления, но с краев, особенно с севера, было так холодно, что зимой невозможно было сидеть у компьютера: пальцы коченели. Можно было чувствовать сквозняк. Зимой мы обошли все квартиры, и не нашли ни одной, где было бы холоднее +20. Холоднее всего было у одной женщины, которая наотрез отказалась менять свои деревянные окна на пластиковые", - рассказывает Берзиня. Термография, проведенная минувшей зимой, показала, что при температуре –6 градусов на улице температура внешней стены дома составляла –2,3 градуса. Расположенный рядом неутепленный дом показал заметные «плюсы».

Жильцы довольны

"В прошлом году максимальная средняя плата за кв. метр была 45 сантимов. До утепления она превышала лат, в один момент была даже 1,80 Ls. Правда, к счету надо приплюсовать выплаты по кредиту, которые составляют 28-30 сантимов за кв. метр. Тем, кто менял окна в кредит, приходится доплачивать еще. И все же конечная стоимость отопления в доме стала заметно ниже, чем была при управлении Kurzemes Nami", - говорит Берзиня. Общие расходы на утепление дома составили 119 500 Ls, половина была покрыта из средств ЕС. На оставшуюся сумму взят кредит на 10 лет в евро.

Жильцы, встреченные у входа в дом, подтверждают, что утепление дало приятные результаты. Мартыньш говорит, что после реновации сквозняки исчезли, и в квартире, расположенной на пятом этаже, стало заметно тише. "Сейчас есть ощущение, что мы сами контролируем ситуацию. В то время, когда домом управляли Kurzemes Nami, этого не было: в любой момент могли сказать, что у нас новый долг". По его словам, жильцы стали бережнее обращаться с домом – все понимают, что его привели в порядок на их средства, и их поведение изменилось. "Приятно, что благодаря собраниям и субботникам по уборке дома удалось познакомиться с соседями", - говорит он. Счета за отопление у него теперь вдвое меньше, и уже нет особой разницы, сколько на улице – минус 3 или минус 20.

И все же, по словам Берзини, с госучреждениями работа идет непросто: "Знаю, что у многих проблемы с бюрократией в госструктурах: требования непонятные, а чиновники подходят к заявкам формально, не углубляясь". Она рекомендует постоянно просматривать сайты LIAA, чтобы быть в курсе постоянных изменений.

В конце сентября Министерство экономики сообщило, что в этом году интерес владельцев квартир к реновации заметно вырос. Больше всего проектов подано в Курземе (183), меньше всего – в Латгалии (28). Электронную карту реновации домов, на которой обобщена информация обо всех строениях (проделанные работы, общие расходы и проч.), можно найти здесь.

Перевод с латышского DELFI (оригинал)