Латышский народ одобряет движение легионеров, считает депутат Сейма от Союза "зеленых" и крестьян, бывший легионер Waffen SS Висвалдис ЛАЦИС. Сегодня он с оставшимися в живых однополчанами соберутся неподалеку от Мадоны, выпьют немного и будут петь песни про то, как они били красных…
— Как вы думаете, 16 марта в Риге будут серьезные столкновения?

— Не знаю, не интересуюсь.

В Риге молодежь пойдет. Главное, чтоб не было драки. Антифашистские деятели, лиепайский союз национальный — те готовы драться. А мы уже дрались. Слава богу, что живы остались.

— Вы непосредственно участвовали в сражениях. А представители молодого поколения, на ваш взгляд, понимают значимость этого дня?

— Латыши, конечно, понимают, что мы боролись за независимость Латвии. Мы надеялись, что западные союзники не отдадут нас под контроль России и не повторится страшный террор первой советской оккупации. Молодежь это понимает и считает, что мы действовали правильно. Как показывают исторические документы архивов, в годы немецкой оккупации так думало большинство латышского народа. Хотя, как видно, большинство так думает до сих пор. Общество разделяется по этническому принципу. Одним, например, Сталин в 1939 году внушал, что все, кто против коммунистов, — это фашисты. Вот они и думают теперь, что они — антифашисты. Это их несчастье.

— А чем вы сами будете заниматься в день легионеров?

— Я буду отмечать 16 марта в 25 километрах от районного центра Мадона. До 1999 года наше Общество национальных солдат проводило марши возле памятника Свободы, но затем президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга сказала: если продолжатся эти походы, то Латвия не будет принята в НАТО. Мы перестали устраивать марши и стали собираться в Мадонском музее. Раньше нас было 35—40 человек, сейчас — 18—20. Но встречи всегда проходят душевно. Нам выделяют там маленький зал. У нас всегда с собой есть немножко закуски, вина, ну и бутылка водки. Но не подумайте, среди нас пьяниц нет! Иногда к нам приходят наши жены, и мы, в зависимости от настроения, проводим вместе 2—3 часа. Что мы делаем? Поем свои песни (поет):

Мы будем бить этих красных снова и снова,

После этого этих сине-серых снова и снова,

Мы будем бить красных снова и снова,

После этого сине-серых снова и снова.

Вот это и есть наш фашизм…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!