Foto: LETA
Российские бизнесмены перебираются в Латвию вместе с капиталом, а латвийские лишний раз убедились, что торговать с большим соседом выгодно, но довольно рискованно. Экономист Янис Ошлейс рассказал порталу Delfi, почему не видит трагедии в санкциях.

К годовщине введения российско-европейских экономических санкций портал Delfi подготовил серию публикаций с мнениями экономистов, бизнесменов и руководителей ответственных за попавшими под удар отраслей латвийского хозяйства.

"Единственная отрасль, которая действительно серьезно пострадала от санкций — рыбоконсервная, — считает Ошлейс и предлагает бизнесменам от шпрот свой рецепт успеха. — Думаю, производителям этого раскрученного на постсоветском пространстве продукта надо объединиться, сделать единый бренд (как французы поступили с шампанским) и делать общую рекламу продукта, как такового, донести до Европы или Азии, что шпроты — это очень вкусно и эксклюзивно. Это европейский деликатес". 

По мнению Ошлейса, латвийские и литовские экспортеры молочной продукции в Россию пострадали не так сильно: отрасль более-менее успешно переориентировалась на другие рынки. "Все же сыр и молоко — не такие специфические продукты, как шпроты. Не думаю, что наших "молочников" ждут проблемы со сбытом с средней и долгосрочной перспективе".

Латвия будет вынуждена переориентироваться на другие рынки. Скорей всего, Россия этого не особо заметит - ей все равно. Но теперь и нам будет все равно
Янис Ошлейс

Очень неприятным фактом экономист считает остановку проекта строительства вагоностроительного завода UVZ-Baltija — "дочки" российского промышленного гиганта "Уралвагонзавод" — в Елгаве. Туда собирались вложить 20 млн. евро, но сейчас все замерло. Из-за санкций Европы против России.

Экономист считает, что Латвия пострадала и от европейских санкций в отношении России. "Цены на нефть упали — многие состоятельные россияне стали беднее. Они не могут ехать в Латвию и швыряться деньгами, как раньше. Это охладило нашу экономику. В частности, сферы туризма и недвижимости".

С другой стороны, по мнению Ошлейса, в какой-то мере, "мы даже немного выиграли от санкций, как страна. Ведь многие россияне забеспокоились, какие перспективы у них по возможности ездить в Европу и делать там бизнес. Некоторые решили в пользу перевода бизнеса и капитала в Латвию".

Экономист убежден, что из-за российских санкций вся экономика Латвии будет вынуждена переориентироваться на другие рынки. "Скорей всего, Россия этого не особо заметит — ей все равно. Но теперь и нам будет все равно. Думаю, нашим бизнесменам стало ясно, что делать ставки только на российский рынок — опасно".

Если в начале 90-х большая часть торговли Латвии шла именно со странами СНГ, то сейчас эта доля уменьшается год от года. "Санкции лишний раз подтвердили, что торговать с Россией выгодно и легко, но уж очень опасно. Стало быть, этот рынок не может быть основным", — убежден экономист.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!