Foto: F64
Более 300 миллионов евро – таков объем инвестиций, которые за двадцать лет помог привлечь в Латвию британский предприниматель Нил Дженнингс (Neil Jennings), чье имя находится в латвийском списке крупнейших британских инвесторов. Схема злонамеренного использования фиктивно возбужденного процесса неплатежеспособности, которую осуществил известный местный администратор неплатежеспособности, разрушила веру инвестора в правовую систему Латвии.

В результате этой схемы Нил Дженнингс и привлеченные им партнеры потеряли десятки миллионов евро, что заставило их принять решение больше не производить здесь вложений. С сожалением он вынужден предупредить об этом и других потенциальных иностранных инвесторов.

Портал Delfi приводит мнение британского бизнесмена.

"На постоянное место жительства в Латвию я перебрался в 1996 году и учитывая, что у меня был большой опыт в банковском секторе, я быстро понял, насколько велик в этой стране потенциал инвестиций. Я верил в способность Латвии к развитию и принял решение инвестировать в недвижимость. Оценив долгосрочность вкладов, я решил приобрести участки земли для застройки. В те времена у меня не было столько средств, чтобы покупать дорогие участки для застройки в элитарных районах Риги, поэтому я взял кредит, привлек партнеров и вложил накопления своей семьи", – рассказывает Нил Дженнингс.

Почти шестнадцать лет назад Нил Дженнингс и привлеченные им инвесторы купили на территории бывшей военной базы советской армии на берегу Кишэзерса три заброшенных участка для застройки общей площадью 43 гектара. В Латвии это была одна из наиболее заметных покупок 2005 года. В рамках задуманного проекта стоимостью 120 миллионов предусматривалось строительство тысячи квартир с жилой площадью 100 тысяч квадратных метров, причалом для яхт и детским садом, что позволило бы создать 300 рабочих мест, 40 из которых стали бы постоянными. Только на благоустройство инфраструктуры, устранение оставшихся после советской армии загрязнений, строительство системы сточных вод, а также на оздоровление экосистемы были реально направлены инвестиции в размере 4,5 миллионов евро.

В 2009 году руководство проектом переняли от Дженнингса представители швейцарских инвесторов, которые управляли им удаленно. Учитывая, что участки для застройки на берегу Кишэзерса были ценным и желанным объектом, путем осуществления рафинированной схемы и пользуясь тем, что проект управляется из Швейцарии, узкий круг заинтересованных лиц добился возбуждения процесса неплатежеспособности, администратором которого стал хорошо известный в Риге юрист, работающий в этой сфере. Путем заключения безналичных сделок, без объявления аукциона и в условиях целого ряда конфликтов интересов, констатированных Администрацией неплатежеспособности, ценные участки для застройки оказались в распоряжении компании, связанной с администратором, в результате чего инвесторы потеряли десятки миллионов евро, которые они вложили в покупку и благоустройство данной собственности.

"Уже годами длится целый ряд судебных процессов, во время которых лица, реализовавшие схему, регулярно подают фальшивые документы, приглашают подкупленных свидетелей и оспаривают стоимость участков для застройки. Например, перенесли задним числом оценку 2015 года на 2005 год и потребовали выплатить разницу. В суде я был 19 раз, но учитывая, что мы опровергли все претензии, участники схемы взялись за личное преследование – меня, моей семьи, предыдущего владельца земли и даже моего адвоката, развернув хорошо оплаченную кампанию по очернению", – делится пережитым Нил Дженнингс. Инвестор выражает удивление, что несмотря на то, что в схемах зачастую задействованы одни и те же печально известные в обществе личности, никто не хочет принять меры, чтобы прекратить их деятельность, так как боится личной мести.

Нил Дженнингс подчеркивает, что пережитое лично им наглядно показывает, насколько не защищены в Латвии предприниматели и инвесторы. "Участники разного рода схем и мошенники, разумеется, есть везде, но в Латвии, к сожалению, не существует эффективной правозащитной системы, которая могла бы уберечь от хотя бы самых вопиющих попыток мошенничества. Неэффективны как надзор и контроль над процессом неплатежеспособности, так и вся система в целом. Невозможно представить себе ситуацию, в которой руководитель предприятия, несущий полную ответственность за происходящее в компании, не может доказать свою невиновность даже в событиях, произошедших десять лет назад, так как документы переданы администратору, который может самостоятельно выбирать, какие из них подавать в суд, а какие – нет. Также администратор может не только врать о том, что не получил тот или иной документ, но и свободно фабриковать документы, оставаясь безнаказанным за свои действия. Эта атмосфера безнаказанности и беззубость государственной власти дают возможность злонамеренно использовать процессы неплатежеспособности. Не понимаю, как это возможно? Ведь Латвия является государством-членом Европейского союза! Как, по-вашему, эта ситуация помогает привлекать иностранных инвесторов?", – спрашивает инвестор.

Оценивая будущие возможности инвестиций в Латвии, Нил Дженнингс настроен скептически, хотя желал бы иного: "За эти годы я полюбил Латвию, ее природу, людей и их северный сдержанный менталитет. Также я привлек в экономику Латвии влиятельных иностранных инвесторов, убедил их вкладывать средства в эту страну и создавать здесь рабочие места. Я познакомил их с Латвией и убедил в том, что это государство, которому можно верить. Я бы с удовольствием продолжал это делать, но из-за неупорядоченности правовой среды и злонамеренного использования процесса неплатежеспособности они потеряли десятки миллионов евро. К сожалению, это не вдохновляет инвесторов вкладывать деньги в Латвию".

Инвестор с сожалением признает, что пока что не видит ни одной позитивной причины, благодаря которой имело бы смысл инвестировать в предпринимательскую деятельность в Латвии. Так как, на его взгляд, развитие государственной системы пошло таким путем, что вести здесь предпринимательскую деятельность с большими инвестициями очень рискованно и даже затруднительно – по сравнению, например, с Эстонией.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!