Foto: PantherMedia/Scanpix

"Хочу на пенсию, — говорит соседка Светлана, — надоело все! Дочка замуж вышла, пора с внуками возиться!" До пенсии ей долго, но такие разговоры все чаще. "Скорее бы дочка вышла замуж и родила, — вторит ей моя бывшая коллега Наталья, — уйду на пенсию, буду внучку нянчить!" Наталья и Светлана из совершенно разных сфер жизни. Наталья замужем, главный бухгалтер крупной фирмы. Образованна, хорошо зарабатывает, любит красиво одеться, провести отпуск на море. Светлана же разведена, сама вырастила двоих детей, работает уборщицей в трех местах.

Крутится как белка в колесе, чтобы выжить. Давно махнула на себя рукой, одевается как попало, о море и не мечтает. Объединяет их одно: за пределами работы и дома интересов у обеих нет. "Вот сбегаю завтра на базар, потом сварю холодец, налеплю пельменей и отнесу дочке, пусть кушают", — рассказывает мне в пятницу вечером Светлана. "Вы всю неделю пахали. Дочь с мужем сами могут обед приготовить", — говорю удивленно. "Ну, надо же доченьке помочь, — смущенно улыбается она, — а мне больше все равно делать нечего".

Вот они, ключевые слова: "нечего делать". Когда не нужно спешить на работу, а хозяйственные дела сделаны, ни одна, ни вторая не представляют, чем заняться. И таких женщин немало. У них нет времени на книги, театры или выставки. И уж тем более на себя и хобби. А может, нет желания? У женщины, привыкшей пахать от зари до зари, вести дом, воспитывать детей, делать карьеру, не остается сил на потребность в чем-то еще. Потеряв работу или уйдя на пенсию, она действительно не знает, чем заняться. Отсюда и разговоры про внучек — вопрос свободного времени сразу решается!

Нет, я не против внуков, Боже упаси! Я лишь о том, что своей жизни у таких женщин фактически нет. Все позади — осталась только роль бабушки. Они живут жизнью взрослых детей и внуков, а собственная жизнь теряет смысл и зависит от того, насколько они востребованы как помощницы. Если же они в такой роли не нужны — возникает пустота.

Я давно знакома с немолодой женщиной. Она ушла на пенсию раньше времени — надоела работа учительницы. Сначала просто наслаждалась, что никуда не надо бежать по утрам и портить нервы с великовозрастными оболтусами. Потом помогала дочери растить внуков. Сейчас ей за 70. Внуки давно выросли, уехали учиться и посещают бабушку несколько раз в год. Они, конечно, ее любят, но очень хочется на дискотеку, к подругам, да и вообще — что у бабушки делать? Поели, обсудили новости — и побежали. Вечно занятая дочь тоже не стремится развлекать маму. Знакомая обижается, считает, что она никому не нужна, жалуется на одиночество. Ее жизнь давно уже состоит из быта, походов к врачу и сериалов и не приносит радости.

Между тем знаю совсем иные примеры отношения к жизни ее ровесниц. Порой неожиданные. В Юрмале рассказывают о рижанке, которая много лет в любую погоду, круглый год приезжает купаться. Сейчас ей за 90. Она появляется утром в доме своих друзей, переодевается и топает с полотенцем на море. Поплавав и поделав на берегу зарядку, пожилая леди отогревается в доме, пьет чай, беседует. Потом уезжает в Ригу. Говорят, она ученый, поэтому вторая половина дня — чтение и консультации. Конечно, нестандартно, но, согласитесь, этой даме есть чем заняться. Купаться она ездит как на работу. То есть полдня гарантированно занята.

Есть и менее экстремальные варианты. Готовя одно культурное мероприятие, я познакомилась с необычным коллективом из женщин в возрасте от 60. Под руководством бывшей профессиональной балерины они создали ансамбль народных танцев. Сами шьют костюмы, подбирают музыку. Конечно, они не могут показать нечто требующее хорошей физической формы, поэтому делают акцент на движениях рук, оригинальном рисунке танца, чувстве юмора, колорите. Я была просто очарована танцем еврейского местечка в их исполнении. Аплодисменты зазвучали на первых же секундах и не смолкали до конца. С каким изяществом они двигались, как лукаво склоняли головы! А какие на них были шляпки, как кокетливо они прижимали к груди ридикюли! Готовая сцена для фильма! У этих женщин нет ни проблем общения, ни вопроса, чем себя занять. Они репетируют, увлеченно ищут в книгах и Интернете новые движения и детали костюмов, выступают всюду — от детских садов до корпоративных вечеринок, порой даже что-то зарабатывают.

Дочь на фестивалях фолк-рока постоянно общается с двумя пожилыми подругами. Они всю жизнь увлекались фолком и не видят причин, почему бы не продолжить слушать любимые музыкальные группы, уйдя на пенсию. Появилось время, и теперь подружки не пропускают ни одного фолк-рок фестиваля, будь он в лесу, в зале или в замке. В тусовке они заметные личности: в длинных многослойных юбках в народном стиле, свободных блузах, оранжево-красные волосы рассыпаны по плечам. Прически летом украшает венок из полевых цветов, зимой — ленточка через лоб. Этакие хиппи на пенсии. Молодежь, конечно, над ними посмеивается, но пообщаться любит и в свой круг охотно зовет: бабушки с хорошим чувством юмора, знают наизусть репертуар знаменитых групп, лихо пляшут и могут рассказать много интересного. Они крутятся в разновозрастном обществе и себя бабушками не ощущают. И поэтому стареют медленнее и, скажем так, веселее.

Я могла бы еще рассказать о компании дам-театралок, не пропускающих ни одной премьеры. О даме, поющей в хоре при католическом костеле и объездившей с ним всю Европу. О пенсионерке, пишущей прекрасные стихи и выступающей на литературных вечерах в библиотеке. О бывшей преподавательнице французского, которая учит языку двух пожилых дам в обмен на уроки кулинарии. Ей всю жизнь было не до готовки, а им не до французского. А теперь почему бы нет?! Но хватит примеров. Суть проста: должно быть в жизни женщины что-то такое, что ей очень интересно, но на что не хватает времени, пока она работает. Чтобы потом, когда время появится, можно было этим заняться. Все, что угодно: от валяния и плетения из бисера до джаза и пилатеса. Интересная жизнь и общение не складываются на пустом месте — для этого нужна почва. Что-то еще кроме работы и быта, для ума и души. И тогда жизнь "потом" не будет состоять из измерения давления, прогнозов погоды и кастрюль. Будет куда бежать, зачем наряжаться. Помочь с внуками — прекрасно, но это будет не основной смысл жизни! Потому что появятся события, соратники, новые приятельницы. Жизнь обретет новые, яркие краски. И фраза "нечем заняться" будет вызывать лишь недоумение.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!