Foto: Publicitātes foto

В этом году национальной авиакомпании аirBaltic необходимо найти 300 миллионов евро для погашения ранее взятых в долг денег и продолжения покупки новых самолетов. При этом в прошлом году только 60% всех рейсов самолеты аirBaltic осуществляли в своей сети, а в остальное время - перевозили пассажиров других авиакомпаний.

Пять лет назад госкомпания аirBaltic заняла 200 млн евро, выпустив облигации. Срок возврата денег наступит в этом году. Кроме того, во время кризиса Covid-19 авиакомпания взяла в долг у государства 300 млн евро.

Теперь эти деньги потрачены. Чтобы вернуть 200 млн евро с процентами, придется в этом году снова брать кредит. При этом AirBaltic хочет получить еще один кредит в размере 100 млн евро для дальнейшего пополнения воздушного флота.

По словам Лигиты Ауструпе, исполняющей обязанности госсекретаря Мининстерства сообщения, "в аirBaltic абсолютно уверены, что смогут рефинансировать выпущенные в 2019 году облигации в первой половине этого года, что является обнадеживающей новостью. Цель номер один — рефинансирование и возвращение компании в нужное русло".

Нестабильность вызвана высокой задолженностью и долгосрочными убытками, которые не компенсируются прибылью компании в прошлом году. Общие обязательства превышают один миллиард евро (1 150 534 000 евро), однако понесенные за годы убытки на 48 млн евро больше уставного капитала аirBaltic. Это называется отрицательным капиталом, и предоставление кредитов компании с такими коэффициентами считается рискованным. Поэтому проценты по кредиту также высоки.

"Есть два основных сценария, над которыми сейчас работает компания. Либо выпуск аналогичных долговых ценных бумаг на бирже (поступления от этого выпуска покроют предыдущие пятилетние ценные бумаги). Либо это синдицированный частный кредит", - говорит министр сообщения Каспарс Бришкенс.

Дальнейший план — провести дополнительную эмиссию акций и продать их на бирже. Эти деньги пойдут в капитал аirBaltic, и баланс быстро поправится. Тогда авиакомпания надеется снова взять кредит, но под более высокие проценты, и вернуть дорогие, невыгодные кредиты.

Как заявляет председатель правления аirBaltic Мартин Гаус, "мы готовимся к листингу акций на фондовой бирже, это еще один инструмент. Если мы успешно разместим авиакомпанию, то привлечем дополнительный капитал, что является еще одним инструментом для укрепления баланса. Авиакомпания только что вернулась к прибыльности, но это не компенсирует отрицательный капитал. Чтобы получать хорошие проценты по кредитам в будущем, нам необходимо укрепить наш капитал".

Финансовый консультант и предприниматель Гунтарс Витолс более критично комментирует финансовое положение аirBaltic. Он собирается баллотироваться на выборах в Европарламент, но подчеркивает, что не анализирует показатели авиакомпании исходя из политических интересов.

"Интересуюсь авиацией, сам пилот. Мне было интересно поговорить с господином Гаусом именно о таких аспектах. аirBaltic потратила все деньги и перерасходовала. Я иногда сравниваю это с квартирой: у тебя квартира стоимостью 100 тысяч, но ипотека - на 120. аirBaltic в похожей ситуации — у них кредиты на 50 миллионов евро больше, чем у них есть. В такой ситуации, если вы пойдете к кредитору с предложением продлить кредит, тот ответит отказом или даст за очень большую плату. На данный момент комиссия, по заявлениям менеджера компании, составляет даже до 20%, что фактически не подлежит взысканию с компании", - сказал Витолс.

Помимо выпуска новых акций на биржу, существует и возможность продажи части акций, находящихся в госсобственности. Это соответствовало бы обещаниям, данным тогдашним министром сообщения и главой аirBaltic, когда он инвестировал 340 млн евро в госкомпанию во время Covid-19. Ему пришлось получить разрешение Еврокомиссии и доказать, что это была не финансовая помощь, а кредит.

Сейчас эстонская и литовская пресса сообщает, что покупка акций аirBaltic обсуждается там в кулуарах правительства. В ответственных министерствах двух стран передаче подтвердили, что встретились с представителями Гауса и Латвии, но официального предложения пока не поступало.

"На самом деле все было наоборот: мои коллеги из Литвы и Эстонии обратились ко мне с заявлениями о заинтересованности в желании приобрести долю в капитале аirBaltic", - отметил Бришкенс.

Витолс считает, что привлечение в качестве акционеров соседних стран позволило бы совместно обслуживать аirBaltic, который важен для всего региона, но до сих пор финансировался только из средств латвийского бюджета. Финансовый отчет показывает, что пассажирские перевозки приносят только убытки.

"У компании в целом есть прибыль, в прошлом году она составила 30 млн евро, но только 10 миллионов — это чистая прибыль, которая от основного бизнеса. И дело не в пассажирских перевозках, а в том, что часть самолетов AirBaltic сдает в аренду", - заметил Витолс.

Данные базы данных Flightradar 24 показывают, что 47 самолетов Airbus в парке airBaltic совершили за год почти 60 тысяч полетов. Из них 60% перевозили пассажиров airBaltic, а остальные обслуживали рейсы авиакомпаний Swiss, Eurowings и SAS.

Аренда принесла латвийской компании 100 млн евро и позволила покрыть другие убытки. Но это значит, что самолеты, приобретенные на вложенные государством деньги, не работают на связи в странах Балтии.

По мнению Ауструпе, в будущем следует отказаться от долей государственного капитала: "Такое решение приемлемо в очень турбулентных рыночных условиях".

"В долгосрочном бизнес-плане это часть того, что мы делаем. В прошлом году на него пришлось 15% нашего дохода. По мере роста парка мы планируем увеличить этот показатель на 15% и более. В этом году мы увеличили количество самолетов, которые летают другими авиакомпаниями, потому что у нас больше самолетов", - заявил Гаус.

Бизнес по аренде самолетов был возможностью хоть что-то заработать во время Covid-19. Но сейчас это - основной источник прибыли airBaltic, отказаться от которого авиакомпания не может себе позволить.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!