Foto: PantherMedia/Scanpix
Дискуссия о проблемах еврозоны и её жизнеспособности в последнее время стала одной из самых горячих тем как для латвийских, так и для европейских и мировых средств массовой информации.

Много копий сломано в спорах о том, необходимо ли нашей стране вступать в сообщество, которое в настоящее время столкнулось с кризисом. В этой статье вкратце рассмотрим, что ждёт латвийский банковский сектор и всех нас как банковских клиентов в случае присоединения к этому новому союзу.

Так же как в нашей стране Банк Латвии работает как центральный банк, так и национальные центральные банки еврозоны вместе с Европейским центральным банком (ЕЦБ) образуют Евросистему, которая действует согласованно и объединяет ресурсы участников в одном "котле".

ЕЦБ уже с начала кризиса, реагируя на события в финансовых рынках и проблемы банков еврозоны, предпринял ряд мер для поддержки финансового сектора, задействовав как традиционные инструменты, так и нестандартные механизмы. В качестве примера можно упомянуть предоставление ликвидности для банков еврозоны в неограниченном объёме по фиксированной процентной ставке, расширение списка активов, принимаемых в качестве залога, предоставление ликвидности также и в других валютах (в основном в долларах США), операции по скупке ценных бумаг и.т.д.

В конце 2011 года, когда ситуация на межбанковском рынке еврозоны во многом напоминала положение после банкротства американского инвестиционного банка Lehman Brothers осенью 2008 года, именно поддержка, оказанная ЕЦБ, оказалась решающей. На тот момент привлечение средств на финансовом рынке для банков еврозоны стало весьма сложной задачей. Некоторые каналы финансирования на время стали просто недоступны. Так, например, американские фонды денежного рынка во второй половине 2011 года практически полностью прекратили финансирование европейских банков.

В таких условиях необходимо было принимать быстрые и решительные меры по стабилизации ситуации на межбанковском рынке и стимулированию банковского кредитования и ликвидности. Используя трехлетние операции рефинансирования (в декабре 2011 года и феврале 2012 года), ЕЦБ предоставил банкам еврозоны средства в размере более триллиона евро. Эти чрезвычайные меры однозначно сыграли огромную роль в борьбе с кризисом ликвидности банков еврозоны. Заемные средства банки в основном использовали для рефинансирования своих текущих обязательств. Часть средств была использована также для инвестиций в ценные бумаги правительств еврозоны, тем самым "проблемные" страны еврозоны получили дополнительное время для решения проблем суверенного долга.

В важности поддержки, оказываемой ЕЦБ в виде предоставления неограниченной ликвидности, можно убедиться на примере данных из балансов банков. Например, в конце июля этого года на долю финансирования, привлечённого от ЕЦБ, приходилась примерно треть совокупного объема обязательств греческих банков, по сравнению с менее чем 2% в докризисный период.

В обстоятельствах, когда возможность привлечь финансирование от других участников финансового рынка невелика, поддержка ЕЦБ помогает банкам оставаться на плаву и пережить самые трудные моменты кризиса. В таких странах еврозоны как Ирландия, Португалия, Кипр и Испания доля ресурсов, предоставленных ЕЦБ, в балансе банков значительно выросла и сейчас составляет существенную часть финансирования (см. график). Отдельные национальные центральные банки не всегда могут предоставить коммерческим банкам такие большие ресурсы без угрозы для своего существования и стабильности национальной финансовой системы.

Источник: расчеты автора, использованы данные ЕЦБ

Тем не менее поддержка ЕЦБ не может считаться панацеей, которая решит все проблемы банков и государств еврозоны и поставит точку в кризисе. Инструменты, которые есть в распоряжении ЕЦБ, могут временно помочь банкам решить финансовые трудности, но не могут устранить фундаментальные проблемы долгового кризиса. Они требуют фундаментальных решений - глубоких и согласованных структурных реформ в ряде сфер экономической политики. Это понимают и руководители ЕЦБ, и главы государств еврозоны. И именно поэтому летом этого года президент Совета Европейского Союза Херман ван Ромпей презентовал амбициозное предложение по реформе еврозоны. На основе этой инициативы будет подготовлена конкретная дорожная карта по созданию нового, истинного европейского валютного союза.

В качестве первого шага Европейская комиссия в начале сентября объявила о планах создать единый европейский механизм банковского надзора - так называемый банковский союз, основу которого составит ЕЦБ и национальные надзорные органы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в 2014 году Латвия имеет шанс присоединиться к совершенно иной, гораздо более интегрированной еврозоне. Что это даст латвийским банкам и их клиентам? На мой взгляд, эти преимущества можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые выгоды можно рассматривать через призму общей финансовой стабильности банковского сектора. После присоединения к банковскому союзу банковская деятельность будет частично или полностью под контролем системы единого надзора, где основная ответственность за решения и действия предусмотрена на европейском уровне. Кризис наглядно показал, что сегодня, когда международная банковская деятельность развивается семимильными шагами, необходимо обеспечить всеобъемлющий и комплексный надзор за европейским банковским сектором, отказавшись от старой системы, основанной на фрагментированной оценке рисков отдельных стран и отдельных банков. Централизованный надзор помог бы быстрее выявлять системные риски и проблемы. Это бы еще больше способствовало дальнейшему укреплению сотрудничества между национальными органами надзора и помогло бы уменьшить случаи искажения рыночной конкуренции, когда международные банковские группы для развития своей деятельности выбирают страны с более "благоприятным" законодательством.

Дабы на спасение банков больше не направлять средства налогоплательщиков, в рамках нового союза планируется для помощи проблемным банкам, а также для страхования банковских вкладов использовать фонды, которые будут финансироваться из взносов самих банков. Кроме того, латвийские банки, как сейчас все банки еврозоны, будут иметь доступ ко всем инструментам поддержки ЕЦБ для решения проблем с ликвидностью.

Использование озвученных выше возможностей, обеспечит гораздо более высокую прочность латвийской банковской системы в кризисных ситуациях. Кроме того, это позволит в будущем избежать повторения ситуации, в которую Латвия попала в конце 2008 года, за счёт налогоплательщиков спасая один из крупнейших коммерческих банков. Из этого можно сделать вывод, что любому жителю Латвии членство в еврозоне принесёт большую безопасность собственных средств, которые перечислены им в государственный бюджет или вложены в банк.

Также можно упомянуть косвенные выгоды как для банковской системы, так и для всех жителей Латвии. Большая финансовая стабильность означает и более стабильное развитие банковского кредитования. Для банков работа в более стабильной среде позволит легче привлекать ресурсы для расширения деятельности. Вступление в еврозону будет способствовать повышению доверия инвесторов и кредиторов. С расширением доступа к финансовым ресурсам банки будут искать возможности для их вложения в экономику, в том числе и в кредитование латвийских предприятий и населения. Это, безусловно, повысит деловую активность, в том числе в ключевых секторах экспорта, а также обеспечит дополнительные стимулы для экономического роста. В свою очередь рост экономики означает дополнительные возможности развития и для самих банков.

Еще один аргумент в пользу перехода на евро можно найти, взглянув на структуру банковских активов. Согласно статистике в конце августа этого года около 60% общего баланса латвийских банков составляли активы в евро. Если же взглянуть на кредитный портфель, то там единая европейская валюта занимает ещё более доминирующее положение - доля кредитов в евро составляет около 80%.

Анализируя, как на банки повлияет членство Латвии в еврозоне, нельзя не упомянуть и издержки данного процесса. Банковский сектор после перехода на евро останется без доходов от обмена валют (подробнее об этом аспекте было написано здесь), необходимо будет также инвестировать в обновление информационных систем, а также отчислять средства в вышеупомянутые фонды (пока что трудно судить о потенциальном размере этих взносов). Тем не менее, выгода для банков и, следовательно, всего латвийского общества от большей финансовой стабильности и повешения доверия в долгосрочной перспективе значительно больше, чем издержки на достижение этой цели. Обобщая сказанное выше можно сказать, что потенциальное членство в новой еврозоне, так же как когда-то возможность вступить в Европейский Союз, предоставляет нам ряд новых возможностей. Однако то, насколько хорошо будут использованы эти возможности, в большой степени зависит только от нас.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!