Foto: AP/Scanpix/LETA
Ежегодно в круиз отправляется более 20 миллионов пассажиров. Однако до пандемии эта цифра была еще выше и составляла около 30 миллионов человек. В итоге многие европейские порты, куда приходят эти лайнеры, пересматривают вопрос об их присутствии. В некоторых из них, ссылаясь на экологические, социальные и экономические проблемы, собираются вообще запретить заход пассажирских судов.

По данным организации Transport & Environment, 218 круизных судов, работавших в Европе в 2022 году, выбрасывали в атмосферу в четыре раза больше оксидов серы, чем все автомобили континента. Эта неправительственная организация еще в июне этого года установила, что уровень выбросов этих токсичных загрязнителей воздуха с судов сейчас выше, чем до появления COVID-19.

И хотя польза от круизных судов для местной экономики остается предметом споров, миллионы пассажиров, ежегодно прибывающих в европейские города, создают проблемы для людей, живущих в них.

Венеция не хочет пускать круизные суда в город

В 2021 году Венеция запретила крупным круизным судам заходить в исторический центр города. Из-за ущерба, нанесенного лагуне, ЮНЕСКО пригрозила внести город в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой, если не будет введен постоянный запрет.

По их мнению, большие суда загрязняют окружающую среду и разрушают фундамент города, который и так регулярно страдает от наводнений. Запрет означает, что крупные круизные и контейнерные суда больше не смогут заходить в канал Джудекка в Венеции.

Попытки запретить заход крупных судов предпринимались и раньше. Давление усилилось многократно, когда в 2019 году круизный лайнер врезался в гавань Венеции, в результате чего пострадали пять человек.

А к моменту введения запрета в 2021 году, "за" были даже сами круизные компании. После объявления о запрете Международная ассоциация круизных линий (CLIA) заявила, что она "поддерживала новый подход в течение многих лет", назвав его "важным шагом вперед".

Однако реализовать запрет на заход крупных судов в Венецию оказалась сложнее, чем могло показаться на первый взгляд. Не имея нового узла за пределами городской лагуны, который могли бы использовать круизные лайнеры, многие из них продолжают швартоваться на старом месте и спустя два года после введения запрета.

В каких европейских городах запрещены круизные суда?

Однако проблема загрязнения и избыточного туризма существует не только в Венеции.

Барселона, стремясь решить свои собственные проблемы, 22 октября закрыла для круизных судов свою Северную пристань. Около 340 судов в год теперь будут причаливать к причалу Адоссат, который находится дальше всего от жилых районов города.

После закрытия другого терминала, расположенного в районе Маремагнум, и введения правила "одно судно на терминал", в Барселоне теперь могут одновременно швартоваться только семь круизных судов.

Foto: AFP/Scanpix/LETA
Эти меры были приняты после заключения соглашения с местными властями о перемещении круизных судов за пределы центра Барселоны с целью смягчения последствий чрезмерного туризма. К 2026 году будет закрыт и Южный терминал, а все круизы будут отправляться с причала Адоссат.

Средиземноморье является вторым по величине рынком круизов после Карибского бассейна, и рост числа пассажиров приводит к увеличению нагрузки на местное население.

В 2022 году 50 тысяч жителей Марселя – крупнейшего круизного порта Франции – подписали петицию против круизных судов, по данным группы "Остановить круиз".

В балеарском городе Пальма-де-Майорка пассажиров встречали протестами, после чего были введены новые ограничения, согласно которым в порту могут одновременно находиться только три судна.

Санторини и Дубровник также ужесточили ограничения для круизных компаний.

Где еще круизы создают проблемы?

Ограничения вводятся и в популярных портах за пределами Средиземноморского бассейна.

Круизные суда, заходящие в Шотландию, будут облагаться новым налогом в соответствии с планами, недавно озвученными партией "зеленых" страны. Партия утверждает, что этот налог позволит решить "двойную проблему" – выбросов и избыточного туризма.

Лорна Слейтер, один из лидеров шотландских "зеленых", также выразила надежду, что налог на круизы побудит компании использовать менее загрязняющие окружающую среду суда, заявив, что один корабль производит столько же выбросов, сколько 12 000 автомобилей. "Операторам слишком долго позволяли загрязнять окружающую среду", – добавила Слейтер.

В Амстердаме городской совет только что проголосовал за закрытие круизного терминала в целях борьбы с загрязнением окружающей среды и сокращения числа туристов.

Foto: AFP/Scanpix/LETA
Перенос терминала за пределы центра города представляется наиболее вероятным решением. Однако голосование свидетельствует о том, что городские власти неравнодушны к этим крупным пассажирским судам. Ранее в этом году местный политический лидер Илана Роодеркерк сравнила круизных пассажиров, прибывающих в город, с "саранчой".

В 2019 году в Амстердаме был введен налог на пассажиров круизных судов, в результате чего некоторые компании заменили или отменили остановки в городе. Ежегодно в столицу Нидерландов причаливает более 100 судов, которые стали символом проблемы избыточного туризма.

Приносят ли круизные суда доход в местах их стоянки?

Одним из главных аргументов сторонников сохранения круизных судов является их вклад в местную экономику. Но действительно ли гости этих гигантских судов тратят деньги в городах, к которым они причаливают?

Несколько исследований показали, что пассажиры, сходящие с кораблей, вносят не такой большой вклад в местную экономику, как можно было бы подумать. Поскольку на борту можно купить все, что угодно – еду, напитки и сувениры – деньги остаются в море.

Это неудивительно, когда узнаешь, что на самом большом в мире круизном лайнере Wonder of the Seas имеется 20 ресторанов, театр на 1400 мест и магазины, где продается все – от изысканных часов до высокой моды. В зависимости от выбранного пакета услуг питание и напитки часто включены в стоимость, а покупки не облагаются налогами и пошлинами.

Еще более крупный корабль, Icon of the Seas длиной 365 метров, должен быть спущен на воду в следующем году.

Исследование, проведенное в Бергене (Норвегия) – популярном месте для экскурсий по фьордам – показало, что до 40% людей никогда не покидали корабль. А те, кто сходит на берег, тратят в среднем менее 23 евро.

Еще одно исследование, проведенное в норвежском городе в 2013 году, показало, что продолжительность пребывания в порту, вероятно, является одним из главных факторов, определяющих траты пассажиров.

Средняя продолжительность пребывания в порту составляет около восьми часов, но она может сильно варьироваться в зависимости от маршрута судна. В некоторых портах – например, в Барселоне – она может составлять всего четыре часа. При этом расходы остаются низкими даже тогда, когда пассажирам предоставляется больше возможностей для траты денег.

Foto: Reuters/Scanpix/LETA
Круизная индустрия утверждает, что средний вклад пассажира в местную экономику гораздо выше, чем оценка Бергена, и составляет около 100 долларов (91 евро) в день.

Одним из способов преодоления этого разрыва является повышение налога на пассажиров, взимаемого в портах, который в настоящее время составляет от 4 до 14 евро на человека.

Круизная индустрия также заявляет, что предпринимает шаги по улучшению экологического и социального влияния лайнеров на окружающую среду. По данным CLIA, круизные линии были одними из первых компаний морского сектора, взявших на себя обязательство сократить выбросы углекислого газа на 40% к 2030 году. Некоторые из них даже подписали обязательства по достижению чистого нуля к 2050 году.

Этому также может способствовать электрификация портов, позволяющая судам выключать двигатели и ограничивать токсичные выбросы. Именно это учитывает Барселона в своем плане по выводу круизных судов за пределы города к 2026 году, разрешив судам вставать на причал Адоссат.

Однако достаточно ли будет этих целей, чтобы успокоить недовольных местных жителей в портовых городах, еще предстоит выяснить.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!