Михаил Павлович Моршнев позвонил в редакцию сам. "Я давно читаю вашу газету, — сказал он. — Вот опять попалась мне на глаза статья, где вы пишете о том, как жильцы боятся создавать общество собственников в своем доме после приватизации (статья от 11 декабря 2002 года "История одного собрания" — Н. М.) А мы вот не боимся! И уже два года очень даже успешно хозяйничаем! Приезжайте, сами убедитесь".
В голосе пожилого уже человека не было ни капли хвастливости, одна лишь уверенность, которой он немедленно "заразил" и меня. Действительно, если жильцы держат дом в своих руках и еще и довольны этим — об этом просто нельзя не написать! Тем более, что время сейчас такое — приватизация в массе своей заканчивается и собственники квартир становятся перед выбором — остаться с домоуправлением, хозяйничать самим или довериться какой-то фирме управлять своим домом. Иной раз лучше бы и не было такого выбора: то в том, то в другом издании то и дело пишут о разорившихся фирмах, оставивших домах без отопления, кооперативах, где идет постоянная война с правлением. "Уж лучше пусть домоуправление", — так думают многие.

"Знаю весь дом по имени-отчеству"

Эта "сталинская" пятиэтажка 1956 года выпуска еще и сейчас производит впечатление куда более крепкого строения, чем нынешние хрущобы и даже более современные серии. В доме еще работает почта и две фирмы. Раньше здесь, по словам Михаила Павловича, находились помещения детского садика, но летом 1999 года они были переоборудованы в квартиры и приватизированы.

На почте меня Михаил Павлович и встречал. И пока вел к себе в гости, рассказывал о своем доме, в котором им досконально изучен каждый квадратный метр, и о жильцах, которых знает по имени-отчеству от мала до велика. Видно было, что он не просто живет в этом доме, а живет ДОМОМ. Сам Моршнев, полковник в отставке, поменялся в дом на Резнас в 1986 году и сразу был избран председателем домового комитета.

– Пришли ко мне две дамы из нашего дома, я еще только начал тогда ремонт квартиры, — вспоминает он. — И говорят мне: "Мы хотим вас избрать председателем домового комитета". Ну и сагитировали. С того момента Михаил Павлович бессменно стоял у штурвала этого корабля. Только в этом году попросился на заслуженный отдых — здоровье уже не позволяет отдавать все силы дому, а иначе он не привык.

До 6 июня 1999 года дом на ул. Резнас, 5, принадлежал Рижскому авиационному университету (РАУ), как и ряд других домов по ул. Ломоносова и Муциниеку. Затем ведомственное здание было передано Центральной комиссии по приватизации жилых домов (ЦКПЖД), и та передала его ООО Apnieks grupa во главе с Д. Таубе для завершения процесса плановой приватизации и занесения в Земельную книгу. На тот момент уже 62 квартиры в доме были приватизированы ускоренно.

– Однако г-н Таубе не спешил оформлять документы по занесению дома в Земельную книгу, — рассказывает Моршнев. — Пять раз я ходил к председателю ЦКПЖД Зиединьшу, к другим должностным лицам. Заседание комиссии по этому вопросу состоялось лишь 23 января 2001 года.

А 4 марта того же года состоялось общее собрание собственников квартир, которое решило отобрать дом у Таубе.

– Только после трех моих хождений в комиссию был подписан акт о передаче дома нам. Случилось это 4 апреля, — вспоминает Михаил Павлович. — Потом Таубе отказывался подписывать акт. Моршнев показывает мне буквально тома переписки с бывшей фирмой-управляющей — все у него аккуратно подшито и скреплено. Но все-таки победили жильцы, и 1 мая дом приняло общество собственников квартир. Выбрали правление, на общем собрании утвердили его состав и зарплаты, устав общества и т. д. и начали хозяйничать.

В ответе за каждый метр

Результаты хозяйственного подхода к дому налицо. Вернее — на доме. Двери выкрашены, стоят кодовые замки, в подъездах — чистота, на каждой лестничной клетке — цветы и занавески на окнах. Между вторым и третьим этажами стоит стульчик — чтобы пожилой человек мог присесть и отдохнуть, поднимаясь наверх.

– Сам лично покрасил 14 дверей! — рассказывает Михаил Павлович. — Установили на всех дверях стандартные таблички с номерами квартир. Подвалы очистили от мусорных залежей 40-летней давности. Скинулись с жильцами, бомжей наняли, они и убрали.

Это только малая толика энергичной деятельности главы правления. У него вся комната заставлена толстенными папками, в которых подшиты аккуратненько абсолютно все документы, свидетельствующие о том, что в доме жизнь бьет ключом. Тут и платежи за квартиру и коммунальные услуги, и должники, и текущие ремонты, и планы на будущее. Я даже подумала, что Михаилу Павловичу впору открывать свои курсы по обучению управляющих.

– Да, времени это отнимает очень много, — подтверждает хозяин. — Чтобы вести всю документацию, да еще в жизни дома участвовать, и дня мало.

Добавлю — если хозяйничать, как здесь, на совесть. Такое ощущение, что это личная собственность Моршнева. Он в ответе за каждый квадратный метр дома и земли вокруг него. Судите сами. Редкий жилец может похвастаться, что в его доме домоуправление утеплены трубы горячей и холодной воды, установлены электронасосы, регулятор горячей воды! А собственники с Резнас, 5, за свою квартплату получают и не такое: и оконные рамы заменяются, и крыша ремонтируется, прочищаются и промываются сливные стоки. Что-то делается силами жильцов, что-то на их деньги. Кстати, "ВР" удалось поговорить с несколькими из них — ни одного недоброго слова я не услышала. Только лишь благодарность за то, что они живут в доме, где прекрасно ведется хозяйство. А что еще нужно? Уверенность, что за твои деньги в доме что-то делается!

Проблемы были и будут

Не надо думать, что все было очень ровно и гладко с самого начала. Куда же без проблем?

– При принятии дома коммерческий директор Rigas siltums Волдемарс Илгунс пытался повесить долги за отопление и горячую воду в размере 2864 латов, которые оставил нам г-н Таубе, на наше общество. Дом остался без тепла. — вспоминает Моршнев. — А тем временем жильцы дома должны были 1224 лата. Семь раз я ездил к Илгунсу с квитанциями жильцов, доказывая, что 1620 латов Таубе все-таки собрал с жильцов и прикарманил.

– Как же вы разобрались с этой проблемой? — интересуюсь. — Ведь должники — это одна из главных причин, почему боятся жильцы брать дом под свое крыло.

– Я все ж таки заставил Таубе перечислить деньги в Rigas siltums — с помощью квитанций, компьютерных распечаток. Остальные деньги в течение лета собрал с должников дома и после этого монополист заключил со мной как с юридическим лицом договор.

Наверное, только Моршневу и его жене известно, сколько нервов кроется за этими словами "заставил" и "собрал". Это ж надо было ходить по квартирам, говорить с людьми, упрашивать, убеждать… Долги в доме есть и сейчас. Но что делать? Наверное, не найдешь в Риге дома, где их нет. Но Михаил Павлович воспринимает это философски и продолжает "индивидуальную воспитательную работу". Не дают покоя и технические проблемы. Электропроводка и счетчики не менялись с 1956 года. Поэтому возникает разница в показаниях общего и суммы индивидуальных измерительных приборов. Это сейчас основная головная боль правления. И "госуполномоченного" — как в шутку называет себя бывший управляющий Моршнев. Разбираются, выясняют…

– Кстати, у нас на 1 февраля этого года в банке лежит 7052 лата, — довольно констатирует Михаил Павлович. Вот это да! Дом не только сводит концы с концами, но еще и накопления делает.

– Так вы советуете все-таки жильцам самим хозяйничать? — спрашиваю я напоследок.

– Конечно! Не будет ни мучений, ни обманов, ни отключений, — уверен Моршнев. — Но только надо в правление сажать тех людей, которым вы доверяете. А то у нас в доме напротив пришли какие-то две женщины и не смогли свести концы с концами.

Вот это, пожалуй, проблема. Попробуй в 6-подъездной 9-этажке найти такого человека, которому бы все доверились. И тем не менее хочется по-хорошему порадоваться за жильцов по Резнас, 5. А новому председателю правления Александру Синякову пожелать только одного — продолжать в таком же духе! И конечно, об опыте предшественника не забывать…

От редакции: "Вечерняя Рига" с удовольствием продолжит тему "Как хозяйничать в своем доме?" и ждет писем и звонков с положительными примерами и опытом. Поскольку официальные структуры не слишком озабочены тем, чтобы растолковать жильцам, как правильно начать ведение хозяйства, попробуем сделать это мы сами — делясь опытом друг с другом.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!