Foto: Kolāža DELFI

О том, что Литва по многим показателям сегодня обошла Латвию, говорят многие эксперты — от демографов до экономистов. Даже пандемию литовская экономика использовала для рывка вперед. Почему у литовцев получается и с чем поднапрячься Латвии? Портал Delfi отправился в Литву и поговорил об этом с литовскими и латвийскими экономистами.

Президент Латвии призвал Латвию к 2030 году нагнать соседние страны по экономическому развитию. Осенью, образно описывая сложившуюся ситуацию, Эгилс Левитс заявил, что у Латвии "самый слабый мотор среди стран Балтии". "У них машины лучше, с более сильным мотором… Наша страна слишком маломощная, и дело не в одной детали, а в многих деталях, которые нужно улучшать — образование и наука, переподготовка кадров…" .

В красноречивых цифрах описывает разницу балтийского "машиностроения" главный экономист Банка Латвии, доктор экономики Олег Красноперов: "В 90-х на восточной границе Литвы безработица переваливала за 20%. В стране была Низкая экономическая активность, высокая преступность… Но уже к началу 2000-х экономики Литвы и Латвии сравнялись. Сейчас по ВВП на душу населения Литва номер один в Балтии (89% от среднего уровня ЕС, в Латвии — 72%). Темпы роста нашей экономики каждый год отстают на 1-2%. Поначалу незаметное отставание в долгосрочной перспективе аккумулируется в значительное. Именно эти пару процентов в год и определяют, где столица Балтии и кто как живет".

Явным просчетом для Латвии, по мнению главы Совета по фискальной политике, доктора экономики Инны Штейнбуки, стала принятая "иллюзорная роль моста между Востоком и Западом" — возможности зарабатывать на транзите и перекачке денег. "Мы не думали, что эта радость закончится. Не знаю, на основании каких заключений эстонцы и литовцы думали иначе, но у них изначально больше внимания уделяли инновациям, стартапам, дигитализации, интересным решениям… Мы торопились зарабатывать, а в итоге отстали от соседей лет на десять", — говорит она.

Даже пандемия сыграла Литве на руку: в условиях ограничений производственный сектор, занимающий 20% литовской экономики, продолжил активную работу и торговлю на экспорт. Сектор услуг, на который сделала упор Латвия, сжался и замер.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!