Foto: Saeimas administrācija
Норма о латышском языке как единственном государственном языке была включена в 4-ю статью Сатверсме в 1998 году. Таким образом ей была обеспечена конституционная защита, гарантирующая, что норма может быть исправлена только путем референдума. Сатверсме — это не Библия, которую нельзя исправить, в интервью Latvijas Avīze заявил депутат Сейма от "Центра согласия" (ЦС) Андрейс Элксниньш.

Депутат рассказал, что журналисты в Сейме сейчас пытаются, спрашивая паспорта, выяснить, кто из депутатов мог подписаться за проведение референдума о придании русскому языку статуса государственного. "Можно проследить взаимосвязь с тоталитарными режимами, особенно нацистским режимом во время Второй мировой войны. Тогда, может, открыть имена всех 180 000 подписавшихся? Можно сообщить, что они не лояльны к Латвии, наклеить им бирки... История очень хорошо показывает, чем все это может закончиться. Парламент наказал депутата Николая Кабанова за нарушение клятвы. Однако людей нельзя наказывать за участие в законно проведенной демократической процедуре и еще утверждать, что клятва выше, чем Сатверсме", - говорит депутат.

Элксниньш пояснил, что сейчас и так многие документы составляются на русском языке и "государство это допускает". "Работая адвокатом, я видел очень много дел, в которых документы были подготовлены на русском языке, без перевода. Государство это допускает. Почему? Это такая защита государственного языка? В деле Krājbanka документы также представлялись на иностранном языке. Что КРФК не знает законов? Мы иногда пытаемся представить иллюзорный мир, хотя реальность совсем иная", - пояснил депутат. Тем не менее он признается, что не нужно узаконивать двуязычие, а оставить латышский единственным государственным языком.

"Латыши должны развивать свой язык, однако с уважением относиться к национальным меньшинствам. Например, в США, на которые мы стараемся равняться, в Нью-Йорке избирательные материалы распространяются на восьми языках, в том числе и на русском. Почему Латвия не может поступать так же? Не только на русском, а на польском, литовском, эстонском. Нам нужно уважать людей, которые здесь живут", - считает Элксниньш.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!