Латвийской сахарной индустрии сегодня живется несладко: тут и мода на сахарозаменители вообще, и отсутствие государственной поддержки в частности. Хотя, если присмотреться, все это звенья одной цепи.
Местные сахароперерабатывающие фабрики в Елгаве и Лиепае заявили о резком сокращении продаж своей продукции. Розничной торговли это коснулось незначительно. А вот количество сбываемого сахарного песка крупным пищевым предприятиям за год упало больше чем наполовину. Ранее закупавшие у обеих фабрик в среднем 20 тыс. тонн сахара в год, теперь они со скрипом берут 10 тыс. тонн. Для сахарных "фабрикантов", чьи обороты еще пару лет назад уверенно шли вверх, такое положение дел по меньшей мере непривычно.

Завсегдатаи в списках клиентов — компании Laima, Staburadze, Cido-Partikas Grupa, Gutta — как один стали переходить на искусственные подсластители. Кондитерам в этом вопросе приходится сложнее, чем производителям соков, — надо менять всю технологию, рецептуру, подбирать равноценные заменители.

Выгоднее бывает вовсе отказаться от производства сладкой продукции, что, к примеру, и сделали на Spilva, прекратив выпуск джемов. Причина: импортное варенье вдвое дешевле местной продукции. И нет никакой надежды, что стоимость их в обозримом будущем хотя бы выравняется. Привозное повидло не облагается на границе "сахарной" пошлиной (120 латов на тонну), распространяющейся сейчас только на песок в чистом виде. А обложить вряд ли дадут комиссары ЕС.

Предприятиям Gutta и Cido "соскочить" с сахарной ложки оказалось проще. Так, если Laima и Staburadze сократили свои закупки на 20—30%, то производители соков свели их практически к нулю. И даже умудрились подложить под свой бойкот сахара красивую идею борьбы за качество продукта.

"Про качество продукта — это все ерунда, — возражает генеральный директор Liepajas cukurfabrika Валия Забе. — Здесь вопрос экономической выгоды. Наши производители отказываются от сахара не от хорошей жизни. Если они будут добавлять в свои соки наш сахар, разница в цене по сравнению с импортными соками будет колоссальной. Их продукцию в магазинах просто никто не будет брать".

Невыгоден в производстве сахар стал в этом году, когда государство прекратило дотировать его закупки. Так, на протяжении последних лет производители приобретали сахар по государственной цене — 0,28 Ls за кг, в то время как на рынке он уходил за 0,38 Ls. Разница покрывалась из бюджета. Это, по словам г-на Власова, было единственной возможностью производить конкурентоспособную продукцию.

Местные производители сахара беспомощно наблюдают за тем, как их клиенты поворачиваются к сахару задом, а к его заменителям — передом. Сами предложить заменители они не могут — это совершенно другое производство, никак не связанное с сахарным. Реорганизация действующих заводов дороже строительства фабрики по производству заменителя.

Публикуется в сокращении

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!