Foto: LETA
В начале январе-2020 портал Delfi сделал интервью с одним из самых востребованных в кино и театре режиссеров Виестуром Кайришем, который снял фильм на латгальском "Город у реки" — наглядная история, как каждая власть перекрашивает все в свой цвет, а в итоге цвет у поворотных моментов истории один — крови. Еще тогда режиссер сказал: "Испытания предстоят такие, что проблемы русские-латыши покажутся пустяками". И как в воду глядел. Портал Delfi поговорил с Виестуром о перевороте в жизни страны и его самого.

Фильм "Город у реки" получил несколько главных кинопремий Латвии "Большой Кристапс", в том числе — за сценарий. В конце января Виестур Кайриш выиграл конкурс на должность художественного руководителя театра Dailes и с азартом принялся реанимировать попавший в непростую ситуацию театр.

"Год выдался воистину безумный! - эмоционально откликнулся на звонок Delfi Кайриш. - Когда мы с Юрисом (Жагарсом) решили подать свои кандидатуры на руководство театром "Дайлес", о "ковиде" не было и мысли. С тех пор, что мы не планируем, все связано с ощущением, что не контролируешь ситуацию. Театральный коллектив и так самый эмоциональный из всех возможных трудовых коллективов, да еще в такое эмоциональное время. Фраза "все сложно" не объясняет ничего. Стараемся объяснять коллективу каждый шаг. У каждого есть право без опасений высказывать любые свои мысли и взгляды, пусть отличные от других. Главное, чтобы мы понимали, куда мы вместе идем, и шли в одном направлении".

По словам Кайриша, дисциплина в эти дни поддерживается железная: "С масками у нас никакой демократии. Даже в кафе не собираемся, чтобы поесть вместе, хоть это и важный момент в созревании спектакля. Все по углам. Пока держимся (плюем через плечо, - прим. Ред.) и отвечаем на депрессию активной работой. Три спектакля уже поставлено, два активно репетируются. Ждем приезда венгерского режиссера… Это очень странное ощущение, когда зрители не могут увидеть результатов твоего творчества. Это как когда-то кино отправляли на полку.

Например, я выпустил спектакль "Смильгис" (про основателя театра "Дайлес" Эдуарда Смильгиса, - прим. Ред.) - один из сложнейших в моей карьере, продали все билеты и… так и не смогли его показать. Впрочем, в этом что-то есть: в свое время Смильгис начинал создавать свой театр в катастрофической ситуации — буквально на руинах войны. Когда мы делали три внутренних показа для своих, я не позволял актерам выходить на поклон — и так же было у истоков театра "Дайлес": Смильгис считал, что поклон — это буржуазно, но потом они "передумали" - актерам все же необходима обратная связь. Очень надеемся, что в марте сможем вернуть зрителей — если нет, то и мои внутренние резервы могут кончиться".

Параллельно в театре активно идет ремонт, внешний и внутренний. Закрываются Малый и Камерный залы — из них сделают новое современное сценическое пространство. Так что в следующем сезоне будет работать только Большой зал и еще будем играть на стороне".

Кайриш сообщил, что несмотря на все неясности, буквально на днях он запускает съемки нового фильма, который задумал давно, потом год искал деньги по разным странам. Получился масштабный международный проект с оператором из Польши…

"Мы круто замахнулись и до сих пор не намерены отступать. Речь пойдет о январе 1991 года — баррикады, ОМОН, группа Юриса Подниекса снимает в Вильнюсе, а потом в Риге убивают двух его операторов... Подниекс там тоже будет, но главный герой — не он, а молодой человек с туманными планами на жизнь, мечтами о кино и моими автобиографическими оттенками.
Играть будут молодые артисты, по случайному совпадению, — из театра "Дайлес"". (Кайриш сообщил, что внимательно изучил книгу Татьяны Фаст про Подниекса)

Тем временем реальная жизнь бежит наперегонки с самым смелым киносюжетом: "Труднее всего моему пониманию поддаются люди, которые в субботу вышли протестовать на улицы Риги. Я не говорю о зачинщиках — тут или диагноз, или политические манипуляции, но что в головах у участников? Я не могу не думать об этом, ведь это часть народа, которому я принадлежу. Если посмотреть в телеграм-канал (протестов) — они готовы чуть не на на вторую Белоруссию. И ситуация в мире вокруг дает им вдохновение: демонстрации Black lives matter, волнения во Франции, Германии… По всей Европе. Похоже, только в России их нет. Есть ощущение, что в механизме демократии что-то не срабатывает, буксует, — очень трудно уловить границу между демократией и анархией".

По мнению Кайриша, человечество столкнулось с самым большим вызовом демократии за все время ее существования: "Протестные настроения в воздухе висят, но это более широкое и глубокое явление, чем отдельная реакция на действия правительства Латвии, поэтому я бы побоялся спекуляций на эту тему. Не вопрос, что наше правительство пребывает в некотором смятении, что необходимо критиковать власть и обсуждать, какие ее решения плохи и какие хороши. Но как не верить в то, что ситуация ужасная и нельзя ее усугублять? Как руководитель, я хорошо понимаю, каково это, руководить огромным коллективом в малопонятной ситуации. Тем более наше правительство состоит из очень сложной коалиции. Если они выдержат марафон, то можно сказать, что они сильны".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!